Дитрих Бонхёффер (1906-1945) - немецкий лютеранский пастор, поэт, теолог, антифашист. Доктор теологии. Ученик либерального богослова Адольфа фон Гарнака. Родился в Бреслау в протестантской семье, в которой был шестым из восьми детей. Отец Дитриха - Карл Бонхёффер - врач-невропатолог, преподаватель университета. Мать - Паула фон Калькройт - потомок немецких художников-пейзажистов и портретистов. Дитрих Бонхёффер окончил гимназию (1923), изучал теологию в университетах Тюбингена и Берлина. Значительное влияние на его взгляды оказал теолог Карл Барт. В 1927 г. защитил дипломную работу, посвящённую философскому и догматическому исследованию фундаментальных категорий церковной социологии (Sanktorum communio). В 1929 г. - диссертацию на тему: «Акт и бытие. Трансцендентальная философия и онтология в систематической теологии». В 1928-1929 гг. Дитрих Бонхёффер служил помощником пастора в немецкой евангелической общине в Барселоне (Испания). В 1930-1931 гг. стажировался в Объединенной теологической семинарии в Нью-Йорке. Затем стал пастором и преподавателем систематической теологии в Берлинском Университете. В 1933 г. протестовал против расовой политики нацистов и участвовал вместе с пастором Мартином Нимёллером в создании Исповедующей Церкви, которая выступала против попыток НСДАП подчинить себе лютеранскую церковь посредством создания пронацистской «Евангелической церкви германской нации». С конца 1933 по 1935 жил в Англии. В 1935 г. вернулся в Германию и был организатором и руководителем семинарии Исповедующей церкви. В 1936 г. ему было запрещено преподавать, затем ему также запретили публичные выступления и публикации. В 1937 была закрыта созданная им семинария. Дитрих Бонхёффер с 1937 г. был связан с участниками антинацистского заговора - сотрудниками абвера (служба военной разведки), активную роль в котором играл генерал-майор Ханс Остер. В 1939 г. Бонхёффер посетил Лондон, а затем Нью-Йорк, где ему было предложено заняться преподавательской деятельностью. Однако, несмотря на начало Второй Мировой Войны, он отклонил это предложение и вернулся на родину. Бонхёффер мотивировал свою позицию так: "Я должен пережить этот сложный период нашей национальной истории вместе с христианами в Германии. У меня не будет права участвовать в возрождении христианской жизни после войны, если я не разделю с моим народом испытания этого времени". Муж его сестры Ганс фон Донаньи, участник заговора, в 1941 г. «завербовал» Бонхёффера в качестве агента абвера, чтобы обеспечить ему возможность поездок за рубеж. В 1942 Бонхёффер по линии абвера выезжал в Швецию и во время этой миссии передал мирные предложения участников антинацистского Сопротивления, адресованные представителям Великобритании и США. Одновременно он продолжал заниматься теологическими исследованиями, работал над книгой «Этика», в которой утверждал, что христианин имеет право участвовать в политическом сопротивлении диктатуре. По его мнению, совершённые во время этой борьбы действия (ложь, убийство и др.), несмотря на высокие мотивы участников Сопротивления, остаются грехами, которые, однако, могут быть прощены Христом. Дитрих Бонхёффер считал, что "попытка убрать Гитлера, даже если бы это означало убийство тирана, была бы по сути делом религиозного послушания; новые методы угнетения со стороны нацистов оправдывают новые способы неповиновения… Если мы утверждаем, что мы христиане, нечего рассуждать о целесообразности. Гитлер - это антихрист". Используя свою работу в абвере, Бонхёффер спас многих евреев, переправив их в Швейцарию, что едва не стоило ему жизни. 17 января 1943 г. была объявлена его помолвка с Марией фон Ведемайер, однако 5 апреля 1943 г. он был арестован, обвинён в «подрыве вооружённых сил» и помещён в тюрьму Тегель. В заключении работал над записками, составившими опубликованную посмертно в 1951 г. книгу «Сопротивление и покорность». После неудачного покушения на Гитлера 20 июля 1944 г. был переведён в тюрьму гестапо на Принц-Альбрехтштрассе в Берлине, в феврале 1945 в концлагерь Бухенвальд, а в начале апреля переведён во Флоссенбург. В этот период с ним были несколько любимых книг - Библия, труды Гёте и Плутарха. В тюрьмах и лагерях он сохранял присутствие духа и мужество, не только размышлял над богословскими вопросами, но и писал стихи. 8 апреля 1945 г., в первое воскресенье после Пасхи, соседи по тюремной камере попросили пастора Дитриха Бонхеффера провести богослужение. Он читал из 53 главы пророка Исайи: «.. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих»... В камеру вошли двое гестаповцев в штатском и приказали пастору следовать за ними. Бонхеффер знал, что его ведут на казнь, но был спокоен. Он сказал своим друзьям: «Это не конец, это начало новой жизни». 9 апреля 1945 г. он был казнён через повешение в концлагере Флоссенбюрг (Бавария). Вместе с ним погибли адмирал Канарис, генерал Остер, Фридрих фон Рабенау и Карл Сак (Мешков). Перед смертью осуждённых раздели догола и в таком виде заставили идти к виселице. Заговорщики были повешены на крюках для мясных туш. Тела казнённых были сожжены на костре во дворе тюрьмы. Врач концлагеря Флоссенбюрг вспоминал: "Через полуоткрытую дверь помещения барачной постройки… я видел пастора Бонхёффера, опустившегося на колени в сокровенной молитве пред Господом Богом. Самоотверженный и проникновенный характер молитвы этого очень симпатичного человека сильно потряс меня. И на месте самой казни, произнеся краткую молитву, он мужественно взошел по лестнице к виселице… За всю мою почти 50-летнюю врачебную деятельность я не видел человека, умиравшего в большей преданности Богу". В апреле 1945 были казнены и родственники Бонхёффера, участвовавшие в заговоре - брат Клаус и муж сестры Ганс фон Донаньи, оба юристы по профессии. После окончания Второй мировой войны в Германии было издано шеститомное собрание сочинений Бонхёффера. Его теологические взгляды оказали большое влияние на пути развития христианского богословия XX века. Он считал, что подлинное христианство требует преодоления разрыва между божественным, трансцендентным и земным, человеческим. Фигура Христа как богочеловека, по его мнению, воплощает в себе единство этих двух миров. Критиковал либеральную теологию, которая «предоставила мира право указывать Христу место в нём; в споре церкви и мира она пошла на полюбовное соглашение (на относительно мягких условиях), диктуемое миром», хотя и отмечал её сильную сторону — «она не пыталась обратить историю вспять, а приняла бой…, пусть и закончившийся поражением». Бонхёффер полагал, что в этом мире христианин должен молиться и «жить для других», проявляя в этом свою веру. Он считал, что сокровенный смысл библейских понятий может быть донесен до современного человека, если их интерпретировать нерелигиозно. По его мнению, «быть христианином не означает быть религиозным в определённом смысле… а означает быть человеком». Протоиерей Александр Мень писал о Бонхёффере: "Когда Бонхёффер сидел в тюрьме, в нацистских условиях, он писал своим родным письма, и они составили целую книгу, которая произвела огромное впечатление на западный мир и на богословов в частности. Он говорил: я попал впервые в компанию людей, которые совершенно далеки от моей веры - там были коммунисты, там были вообще люди, чуждые ему. И он писал: «Я искал новый язык, новые слова, чтобы сказать им о главном - о евангельском, о вечном. Я тогда понял, что наш старый церковный язык годится только для нас, для узкого употребления, а для мира он недостаточен, мир вступил в другую культурную полосу». Бонхёффер считал, что мир стал совершеннолетним, и поэтому он может обходиться без священного. Я думаю, что он заблуждался. Потому что нельзя называть таким наш мир, который сходит с ума от политических мифов, — ведь он писал это во времена разгула гитлеризма, вскоре после сталинизма - ничего созревшего нет в нашем мире. Но всё-таки Бонхёффер был прав - в мире изменился культурный фон, язык надо искать другой". В настоящее время Дитрих Бонхёффер является символом лютеранского мученичества в XX столетии. Его статуя, в числе изображений десяти христианских мучеников этого времени, помещена на западном фасаде Вестминстерского аббатства в Лондоне. Ряд приходских церквей названы в его память (Dietrich-Bonhoeffer-Kirche). В память о Бонхёффере в Германии выпущена почтовая марка. Бонхёфферу посвящено одно из сочинений немецкого композитора и органиста Оскара Готлиба Бларра. В 2006 г. широко отмечалось столетие со дня рождения Бонхёффера. По словам главы Евангелической Лютеранской Церкви Германии епископа Вольфганга Хубера (одного и редакторов полного собрания сочинений Бонхёффера), «он — святой, в протестантском значении этого слова».Карл и Паула Бонхёффер Дитрих младший из братьев Дитрих и его сестра-близнец Сабина Дом Дитриха Бонхёфера в Берлине Кабинет Бонхёффера Студенческие годы Тюбингенский университет Эберхарда и Карла Берлинский университет имени Гумбольдта Адольф фон Гарнак (слева) (1851-1930), лютеранский теолог, церковный историк, автор фундаментальных трудов по истории раннехристианской литературы и истории догматов. Карл Барт (1886-1968), швейцарский кальвинистский теолог, один из основателей диалектической теологии. Автор «Церковной догматики» в 13 томах. Был профессором университетов в Мюнстере (1925) и Бонне (1930). В 1933 г. отказался принести присягу на верность Гитлеру и выступил как вдохновитель христианского сопротивления гитлеровскому режиму. Одобрял вооружённую борьбу с фашизмом как священную. Основал Исповедническую Церковь. Был лишен права преподавания. И только в 1962 г. он возобновил преподавательскую деятельность - на этот раз в Швейцарии, в Базеле, в качестве профессора систематической теологии. Дитрих Бонхёффер и его ученик Эберхард Бетге (1909-2000) - богослов, редактор и биограф Бонхёффера Церковь Св. Матфея, где произошло рукоположение Дитриха Бонхёффера в 1931 г. Церковь Св. Петра в Гамбурге и кирха в Мюнхене, где служил Бонхёффер Пастор Дитрих Бонхёффер. 1934 г. Сестра Дитриха Бонхоффера Кристина и ее муж Ханс фон Донаньи (1902-1945), юрист, участник заговора против Гитлера. Родился в Вене в семье пианиста венгерского происхождения. Получил юридическое образование, работал в министерстве юстиции. В 1934 г. сблизился с Карлом Фридрихом Гёрделером и другими противниками нацизма. В 1939 Донаньи был переведен в Абвер. В марте 1943 он принимал участие в неудавшейся попытке покушения на Гитлера вместе с генерал-майором Хеннингом фон Тресковым и лейтенантом Фабианом фон Шлабрендорфом. Был арестован гестапо, затем освобожден, но после Июльского заговора 1944 вновь арестован и отправлен в концлагерь Заксенхаузен. Донаньи был казнен в Флоссенбюрге 8 апреля 1945 г. Ханс фон Донаньи с детьми. 1933 г. Ханс фон Донаньи и сестра Дитриха Грета за шахматами Бонхёффер с гитарой. И за фортепиано в семье Донаньи в Новый год Брат Дитриха Клаус Бонхёффер (слева) (1901-1945), юрист, участник движения Сопротивления, принимавший участие в заговоре против Гитлера. Работал юрисконсультом "Люфтганзы" (немецкая авиакомпания). Считал нацистский режим позором для Германии. Был арестован гестапо и 2 февраля 1945 г. предстал перед Народным трибуналом, признавшим его виновным в государственной измене. В ночь с 22 на 23 апреля 1945 г., в самый канун вступления советских войск в Берлин, Бонхёффер был расстрелян эсэсовцами. Клаус Бонхёффер второй слева во втором ряду вверху. Дитрих Бонхёффер крайний справа в верхнем ряду, рядом с ним его брат Клаус. 1926 г. 1930 г. Мария фон Ведемайер жена пастора Бонхёффера
Дитрих Бонхёффер и его Церковь "Собрание Сиона" Дмитрий Бонхёффер на экуменической конференции, 1932 г. Август 1939 г.
Дитрих Бонхёфф со студентами, созданной им, семинарии. 1936 г.
Приходской дом церкви св. Анны в Берлине, где происходили собрания членов Исповедующей церкви Фюрер приветствует церковь Церковь приветствует нацистов Гитлер выходит из Кирхи Семьи Бонхёффер. Март 1943 г. За пять дней до ареста Дитриха Тюрьма Тегель. 1944 г. Галерея мучеников двадцатого века в Вестминстерском аббатстве в Лондоне. Слева направо, Елизавета Федоровна Романова, Мартин Лютер Кинг, Оскар Ромеро и Дитрих Бонхеффер |
|