На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Рифли

202 подписчика

"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15:13)

Дитрих Бонхёффер (1906-1945) - немецкий лютеранский пастор, поэт, теолог, антифашист. Доктор теологии. Ученик либерального богослова Адольфа фон Гарнака. Родился в Бреслау в протестантской семье, в которой был шестым из восьми детей. Отец Дитриха - Карл Бонхёффер - врач-невропатолог, преподаватель университета.

Мать - Паула фон Калькройт - потомок немецких художников-пейзажистов и портретистов. Дитрих Бонхёффер окончил гимназию (1923), изучал теологию в университетах Тюбингена и Берлина. Значительное влияние на его взгляды оказал теолог Карл Барт. В 1927 г. защитил дипломную работу, посвящённую философскому и догматическому исследованию фундаментальных категорий церковной социологии (Sanktorum communio). В 1929 г. - диссертацию на тему: «Акт и бытие. Трансцендентальная философия и онтология в систематической теологии». В 1928-1929 гг. Дитрих Бонхёффер служил помощником пастора в немецкой евангелической общине в Барселоне (Испания). В 1930-1931 гг. стажировался в Объединенной теологической семинарии в Нью-Йорке. Затем стал пастором и преподавателем систематической теологии в Берлинском Университете. В 1933 г. протестовал против расовой политики нацистов и участвовал вместе с пастором Мартином Нимёллером в создании Исповедующей Церкви, которая выступала против попыток НСДАП подчинить себе лютеранскую церковь посредством создания пронацистской «Евангелической церкви германской нации». С конца 1933 по 1935 жил в Англии. В 1935 г. вернулся в Германию и был организатором и руководителем семинарии Исповедующей церкви. В 1936 г. ему было запрещено преподавать, затем ему также запретили публичные выступления и публикации. В 1937  была закрыта созданная им семинария. Дитрих Бонхёффер с 1937 г. был связан с участниками антинацистского заговора - сотрудниками абвера (служба военной разведки), активную роль в котором играл генерал-майор Ханс Остер. В 1939 г. Бонхёффер посетил Лондон, а затем Нью-Йорк, где ему было предложено заняться преподавательской деятельностью. Однако, несмотря на начало Второй Мировой Войны, он отклонил это предложение и вернулся на родину.  Бонхёффер мотивировал свою позицию так: "Я должен пережить этот сложный период нашей национальной истории вместе с христианами в Германии. У меня не будет права участвовать в возрождении христианской жизни после войны, если я не разделю с моим народом испытания этого времени". Муж его сестры Ганс фон Донаньи, участник заговора, в 1941 г. «завербовал» Бонхёффера в качестве агента абвера, чтобы обеспечить ему возможность поездок за рубеж. В 1942 Бонхёффер по линии абвера выезжал в Швецию и во время этой миссии передал мирные предложения участников антинацистского Сопротивления, адресованные представителям Великобритании и США. Одновременно он продолжал заниматься теологическими исследованиями, работал над книгой «Этика», в которой утверждал, что христианин имеет право участвовать в политическом сопротивлении диктатуре. По его мнению, совершённые во время этой борьбы действия (ложь, убийство и др.), несмотря на высокие мотивы участников Сопротивления, остаются грехами, которые, однако, могут быть прощены Христом. Дитрих Бонхёффер считал, что "попытка убрать Гитлера, даже если бы это означало убийство тирана, была бы по сути делом религиозного послушания; новые методы угнетения со стороны нацистов оправдывают новые способы неповиновения… Если мы утверждаем, что мы христиане, нечего рассуждать о целесообразности. Гитлер - это антихрист". Используя свою работу в абвере, Бонхёффер спас многих евреев, переправив их в Швейцарию, что едва не стоило ему жизни. 17 января 1943 г. была объявлена его помолвка с Марией фон Ведемайер, однако 5 апреля 1943 г. он был арестован, обвинён в «подрыве вооружённых сил» и помещён в тюрьму Тегель. В заключении работал над записками, составившими опубликованную посмертно в 1951 г. книгу «Сопротивление и покорность». После неудачного покушения на Гитлера 20 июля 1944 г. был переведён в тюрьму гестапо на Принц-Альбрехтштрассе в Берлине, в феврале 1945 в концлагерь Бухенвальд, а в начале апреля переведён во Флоссенбург. В этот период с ним были несколько любимых книг - Библия, труды Гёте и Плутарха. В тюрьмах и лагерях он сохранял присутствие духа и мужество, не только размышлял над богословскими вопросами, но и писал стихи. 8 апреля 1945 г., в первое воскресенье после Пасхи, соседи по тюремной камере попросили пастора Дитриха Бонхеффера провести богослужение. Он читал из 53 главы пророка Исайи: «.. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих»... В камеру вошли двое гестаповцев в штатском и приказали пастору следовать за ними. Бонхеффер знал, что его ведут на казнь, но был спокоен. Он сказал своим друзьям: «Это не конец, это начало новой жизни». 9 апреля 1945 г. он был казнён через повешение в концлагере Флоссенбюрг (Бавария). Вместе с ним погибли адмирал Канарис, генерал Остер, Фридрих фон Рабенау и Карл Сак (Мешков). Перед смертью осуждённых раздели догола и в таком виде заставили идти к виселице. Заговорщики были повешены на крюках для мясных туш. Тела казнённых были сожжены на костре во дворе тюрьмы. Врач концлагеря Флоссенбюрг вспоминал: "Через полуоткрытую дверь помещения барачной постройки… я видел пастора Бонхёффера, опустившегося на колени в сокровенной молитве пред Господом Богом. Самоотверженный и проникновенный характер молитвы этого очень симпатичного человека сильно потряс меня. И на месте самой казни, произнеся краткую молитву, он мужественно взошел по лестнице к виселице… За всю мою почти 50-летнюю врачебную деятельность я не видел человека, умиравшего в большей преданности Богу". В апреле 1945 были казнены и родственники Бонхёффера, участвовавшие в заговоре - брат Клаус и муж сестры Ганс фон Донаньи, оба юристы по профессии. После окончания Второй мировой войны в Германии было издано шеститомное собрание сочинений Бонхёффера. Его теологические взгляды оказали большое влияние на пути развития христианского богословия XX века. Он считал, что подлинное христианство требует преодоления разрыва между божественным, трансцендентным и земным, человеческим. Фигура Христа как богочеловека, по его мнению, воплощает в себе единство этих двух миров. Критиковал либеральную теологию, которая «предоставила мира право указывать Христу место в нём; в споре церкви и мира она пошла на полюбовное соглашение (на относительно мягких условиях), диктуемое миром», хотя и отмечал её сильную сторону — «она не пыталась обратить историю вспять, а приняла бой…, пусть и закончившийся поражением». Бонхёффер полагал, что в этом мире христианин должен молиться и «жить для других», проявляя в этом свою веру. Он считал, что сокровенный смысл библейских понятий может быть донесен до современного человека, если их интерпретировать нерелигиозно. По его мнению, «быть христианином не означает быть религиозным в определённом смысле… а означает быть человеком». Протоиерей Александр Мень писал о Бонхёффере: "Когда Бонхёффер сидел в тюрьме, в нацистских условиях, он писал своим родным письма, и они составили целую книгу, которая произвела огромное впечатление на западный мир и на богословов в частности. Он говорил: я попал впервые в компанию людей, которые совершенно далеки от моей веры - там были коммунисты, там были вообще люди, чуждые ему. И он писал: «Я искал новый язык, новые слова, чтобы сказать им о главном - о евангельском, о вечном. Я тогда понял, что наш старый церковный язык годится только для нас, для узкого употребления, а для мира он недостаточен, мир вступил в другую культурную полосу». Бонхёффер считал, что мир стал совершеннолетним, и поэтому он может обходиться без священного. Я думаю, что он заблуждался. Потому что нельзя называть таким наш мир, который сходит с ума от политических мифов, — ведь он писал это во времена разгула гитлеризма, вскоре после сталинизма - ничего созревшего нет в нашем мире. Но всё-таки Бонхёффер был прав - в мире изменился культурный фон, язык надо искать другой". В настоящее время Дитрих Бонхёффер является символом лютеранского мученичества в XX столетии. Его статуя, в числе изображений десяти христианских мучеников этого времени, помещена на западном фасаде Вестминстерского аббатства в Лондоне. Ряд приходских церквей названы в его память (Dietrich-Bonhoeffer-Kirche). В память о Бонхёффере в Германии выпущена почтовая марка. Бонхёфферу посвящено одно из сочинений немецкого композитора и органиста Оскара Готлиба Бларра. В 2006 г. широко отмечалось столетие со дня рождения Бонхёффера. По словам главы Евангелической Лютеранской Церкви Германии епископа Вольфганга Хубера  (одного и редакторов полного собрания сочинений Бонхёффера), «он — святой, в протестантском значении этого слова».  

Карл и Паула Бонхёффер

Дитрих младший из братьев

Дитрих и его сестра-близнец Сабина


Дом Дитриха Бонхёфера в Берлине

Кабинет Бонхёффера 



Студенческие годы

Тюбингенский университет Эберхарда и Карла

Берлинский университет имени Гумбольдта

Адольф фон Гарнак (слева) (1851-1930), лютеранский теолог, церковный историк, автор фундаментальных трудов по истории раннехристианской литературы и истории догматов. Карл Барт (1886-1968), швейцарский кальвинистский теолог, один из основателей диалектической теологии. Автор «Церковной догматики» в 13 томах. Был профессором университетов в Мюнстере (1925) и Бонне (1930). В 1933 г. отказался принести присягу на верность Гитлеру и выступил как вдохновитель христианского сопротивления гитлеровскому режиму. Одобрял вооружённую борьбу с фашизмом как священную. Основал Исповедническую Церковь. Был лишен права преподавания. И только в 1962 г. он возобновил преподавательскую деятельность - на этот раз в Швейцарии, в Базеле, в качестве профессора систематической теологии. 

Дитрих Бонхёффер и его ученик Эберхард Бетге (1909-2000) - богослов, редактор и биограф Бонхёффера

Церковь Св. Матфея, где произошло рукоположение Дитриха Бонхёффера в 1931 г.

Церковь Св. Петра в Гамбурге

и кирха в Мюнхене, где служил Бонхёффер

Пастор Дитрих Бонхёффер. 1934 г.



Сестра Дитриха Бонхоффера Кристина и ее муж Ханс фон Донаньи (1902-1945), юрист, участник заговора против Гитлера. Родился в Вене в семье пианиста венгерского происхождения. Получил юридическое образование, работал в министерстве юстиции. В 1934 г. сблизился с Карлом Фридрихом Гёрделером и другими противниками нацизма. В 1939 Донаньи был переведен в Абвер. В марте 1943 он принимал участие в неудавшейся попытке покушения на Гитлера вместе с генерал-майором Хеннингом фон Тресковым и лейтенантом Фабианом фон Шлабрендорфом. Был арестован гестапо, затем освобожден, но после Июльского заговора 1944 вновь арестован и отправлен в концлагерь Заксенхаузен. Донаньи был казнен в Флоссенбюрге 8 апреля 1945 г.

Ханс фон Донаньи с детьми. 1933 г.

Ханс фон Донаньи и сестра Дитриха Грета за шахматами


Бонхёффер с гитарой. И за фортепиано в семье Донаньи в Новый год

Брат Дитриха Клаус Бонхёффер (слева) (1901-1945), юрист, участник движения Сопротивления, принимавший участие в заговоре против Гитлера. Работал юрисконсультом "Люфтганзы" (немецкая авиакомпания). Считал нацистский режим позором для Германии. Был арестован гестапо и 2 февраля 1945 г. предстал перед Народным трибуналом, признавшим его виновным в государственной измене. В ночь с 22 на 23 апреля 1945 г., в самый канун вступления советских войск в Берлин, Бонхёффер был расстрелян эсэсовцами.

Клаус Бонхёффер второй слева во втором ряду вверху. 

Дитрих Бонхёффер крайний справа в верхнем ряду, рядом с ним его брат Клаус. 1926 г.


1930 г. Мария фон Ведемайер жена  пастора Бонхёффера

Дитрих Бонхёффер и его Церковь "Собрание Сиона"

Дмитрий Бонхёффер на экуменической конференции, 1932 г. Август 1939 г.

Дитрих Бонхёфф со студентами, созданной им, семинарии. 1936 г.


Приходской дом церкви св. Анны в Берлине, где происходили собрания членов Исповедующей церкви

Фюрер приветствует церковь

Церковь приветствует нацистов

Гитлер выходит из Кирхи

Семьи Бонхёффер. Март 1943 г. За пять дней до ареста Дитриха



Тюрьма Тегель. 1944 г.

Галерея мучеников двадцатого века в Вестминстерском аббатстве в Лондоне. Слева направо, Елизавета Федоровна Романова, Мартин Лютер Кинг, Оскар Ромеро и Дитрих Бонхеффер


 Дитрих Бонхёффер


МОЛИТВЫ ДЛЯ СО-УЗНИКОВ. Рождество 1943 года

Утренняя молитва

Боже, к Тебе взываю на заре. Помоги мне молиться и собрать свои мысли к Тебе; одному мне это не под силу.

Во мне—сумрачно, но у       Тебя—свет; одинок я,            но Ты не оставляешь        меня; малодушен, но у       Тебя—помощь; беспокоен,     но у Тебя—мир; во мне ожесточение, но у Тебя—терпение; непостижны          для меня пути Твои, но   знаешь Ты путь для меня.

Отец небесный, хвала и благодарность Тебе за    ночной покой, хвала и благодарность Тебе за      новый день, хвала и благодарность Тебе за          всю Твою доброту и      верность в жизни моей прошлой.

Ты сделал для меня много доброго, дай мне теперь силы принять из Твоей        руки и тяжелое бремя.

Ты ведь возложишь на    меня не более того,             что смогу вынести.

У Тебя все служит на пользу Твоим чадам.

Господь Иисус Христос,         Ты был нищ и несчастен, схвачен и оставлен, как я.

Ты знаешь все беды людей,    Ты останешься со мной,    когда все отступятся от меня, Ты не забудешь меня и отыщешь, Ты хочешь,       чтобы я познал Тебя и обратился к Тебе.

Господи, я слышу Твой      призыв и следую ему,      помоги мне!

Святой Дух, дай мне          веру, что спасет меня            от отчаяния, страстей и пороков, дай мне любовь         к Богу и людям, что истребит всю ненависть и ожесточение, дай мне надежду, что избавит меня от страха и малодушия.

Святой, милосердный Бог, Творец и Спаситель мой,   Судья и Избавитель мой, Ты знаешь меня и все мои дела.

Ты ненавидишь зло и     караешь его в том и           этом мире, невзирая на     лица, Ты прощаешь грехи  тому, кто искренне просит      о том, Ты любишь добро и платишь за него на сей     земле утешенной совестью,      а в грядущем мире венцом праведности.

Пред Тобой я думаю о всех своих близких, о соседях-узниках и всех тех, кто     несет в этой обители свою тяжкую службу.

Смилуйся, Боже!

Даруй мне свободу, и пусть       я буду жить так, чтобы смог оправдать свою жизнь пред Тобой и пред людьми.

Боже мой, что бы ни принес день сей,— Да славится имя Твое.

Аминь.

Вечерняя молитва

Господь, Бог мой,      благодарю Тебя, что Ты       день сей привел к концу; благодарю Тебя, что Ты     даешь покой телу и душе.

Рука Твоя была надо мной, ограждала и охраняла меня.

Прости мне все маловерие       и всю неправоту этого дня и помоги мне прощать всем, от кого я потерпел неправоту.

Дай мне мирный сон             под Твоей защитой и огради меня от соблазнов тьмы.

Я поручаю Тебе своих   близких, дом сей,           поручаю Тебе свое             тело и душу.

Бог мой, да славится Твое святое имя.

Аминь.

День один говорит другому,   что жизнь моя есть странствие   к великой вечности.

О вечность, ты прекрасна,  пусть сердце мое привыкнет    к тебе; мой дом родной —      не от сего времени.

Молитва в большой беде

Господь Бог, великое  несчастье обрушилось на меня. Заботы душат меня.        Я в растерянности.

Смилуйся, Боже, и помоги.

Дай силы снести Твое бремя.

Не дай страху овладеть мною, позаботься отечески о моих близких, о жене и детях.

Милосердный Бог, прости     мне все грехи, соделанные мной пред Тобой и людьми.      Я доверяю Твоей милости и отдаю жизнь свою в Твои руки.

Соделай со мной все, что Ты хочешь и что есть благо для меня.

В жизни или смерти я с Тобой,  а Ты со мной, мой Бог.

Господи, я ожидаю Твоего Спасения и Твоего Царства.

Аминь.

Дитрих Бонхеффер. Сопротивление и покорность

Доверие

Предательство едва ли не каждый испытывает на своем опыте. Фигура Иуды, столь непостижимая прежде, уже больше не чужда нам. Да весь воздух, которым мы дышим, отравлен недоверием, от которого мы только что не гибнем. И если прорвать  пелену недоверия, то мы получим возможность приобрести опыт доверия, о котором раньше и не подозревали. Мы приучены,  что тому, кому мы доверяем, можно смело вверить свою голову; несмотря на всю неоднозначность     характерную для нашей    жизни и наших дел, мы выучились безгранично доверять. Теперь мы знаем,   что только с таким доверием, которое всегда—риск, но   риск, с радостью   принимаемый, действительно можно жить и работать. Мы знаем, что сеять или    поощрять недоверие — в высшей степени предосудительно и что, напротив, доверие,              где только возможно,     следует поддерживать и укреплять. Доверие всегда останется для нас одним из величайших, редкостных и окрыляющих даров, которые несет с собой жизнь среди людей, но рождается оно   всегда лишь на темном фоне необходимого недоверия.     Мы научились ни в чем не отдавать себя на произвол подлости, но в руки,   достойные доверия, мы  предаем себя без остатка.

Чувство качества

Если у нас не достанет       мужества восстановить   подлинное чувство дистанции между людьми и лично     бороться за него, мы погибнем       в хаосе человеческих                   ценностей.  Нахальство,             суть которого в игнорировании всех дистанций, существующих между людьми, так же характеризует чернь, как и внутренняя неуверенность; заигрывание с хамом, подлаживание под быдло       ведет к собственному оподлению. Где уже не знают, кто кому и чем обязан, где угасло чувство качества человека и сила соблюдать дистанцию, там         хаос у порога. Где ради материального благополучия     мы миримся с наступающим хамством, там мы уже сдались, там прорвана дамба, и в том   месте, где мы поставлены, потоками разливается хаос,  причем вина за это ложится на нас. В иные времена     христианство свидетельствовало   о равенстве людей, сегодня оно   со всей страстью должно выступать за уважение к дистанции между людьми и за внимание к качеству. Подозрения в своекорыстии, основанные на кривотолках, дешевые обвинения в антиобщественных         взглядах—ко всему этому     надо быть готовым. Это неизбежные придирки черни    к порядку. Кто позволяет   себе расслабиться, смутить  себя, тот не понимает, о чем идет речь, и, вероятно, даже    в чем-то заслужил эти  попреки. Мы переживаем сейчас процесс общей деградации всех социальных слоев и одновременно присутствуем при рождении новой, аристократической позиции, объединяющей представителей всех до сих  пор существующих слоев общества. Аристократия возникает и существует благодаря жертвенности, мужеству и ясному сознанию того, кто кому и чем обязан, благодаря очевидному требованию подобающего уважения к тому, кто этого заслуживает, а также   благодаря столь же понятному уважению как вышестоящих, так и нижестоящих. Главное—это расчистить и высвободить погребенный в глубине души опыт качества, главное—восстановить порядок на  основе качества. Качество—заклятый враг омассовления.    В социальном отношении это означает отказ от погони за положением в обществе,  разрыв со всякого рода культом звезд, непредвзятый взгляд как вверх, так и вниз (особенно при выборе узкого круга друзей), радость от частной, сокровенной жизни,  но и мужественное приятие жизни общественной. С позиции культуры опыт качества означает возврат      от газет и радио к книге,      от спешки—к досугу и   тишине, от рассеяния—к концентрации, от сенсации—   к размышлению, от идеала виртуозности—к искусству,      от снобизма—к скромности,    от недостатка чувства меры—   к умеренности.  Количественные свойства спорят друг с другом, качественные—друг друга дополняют.

Со-страдание

Нужно учитывать, что большинство людей извлекают уроки лишь из опыта, изведанного на собственной шкуре. Этим объясняется,      во-первых, поразительная неспособность к предупредительным     действиям любого рода: надеются избежать опасности  до тех пор, пока не   становится поздно; во-вторых, глухота к страданию других. Со-страдание же возникает и растет пропорционально растущему страху от угрожающей близости несчастья. Многое можно сказать в оправдание такой позиции: с этической точки зрения—не хочется искушать судьбу; внутреннюю убежденность и силу к  действию человек черпает лишь в серьезном случае, ставшем реальностью;    человек не несет ответственности за всю несправедливость и все страдания в мире и                не хочет вставать в позу мирового судьи; с психологической точки     зрения— недостаток   фантазии, чувствительности, внутренней отмобилизованности компенсируется   непоколебимым спокойствием, неутомимым усердием и развитой способностью страдать. С христианской точки зрения, однако, все эти доводы не должны вводить в заблуждение, ибо главное здесь— недостаток душевной широты. Христос избегал страданий, пока не пробил его час; а тогда— добровольно принял их, овладел ими и преодолел. Христос, как говорится в Писании, познал своей плотью все людские страдания как свое собственное страдание (непостижимо высокая мысль!), он взял их на себя добровольно, свободно. Нам, конечно, далеко до Христа, мы не призваны спасти мир собственными делами и страданиями, нам не следует взваливать на себя бремя невозможного и мучиться, сознавая неспособность его вынести, мы не Господь, а орудия в руке Господа истории и лишь в весьма ограниченной мере способны действительно со-страдать страданиям других людей. Нам далеко до Христа, но если мы хотим быть христианами, то мы должны приобрести частицу сердечной широты Христа— ответственным поступком, в нужный момент добровольно подвергая себя опасности, и подлинным со-страданием, источник которого не страх, а освобождающая и спасительная Христова любовь ко всем страждущим. Пассивное ожидание и тупая созерцательность—не христианская позиция. К делу и со-страданию призывают христианина не столько собственный горький опыт, сколько мытарства братьев, за которых страдал Христос.

О страдании

Неизмеримо легче страдать, повинуясь человеческому приказу, чем совершая поступок, сделав свободный выбор, взяв на себя ответственность. Несравненно легче страдать в коллективе, чем в одиночестве. Бесконечно легче почетное страдание у всех на виду, чем муки в безвестности и с позором. Неизмеримо легче страдать телесно, чем духовно. Христос страдал, сделав свободный выбор, в одиночестве, в безвестности и с позором, телесно и духовно, и с той поры миллионы христиан страждут вместе с ним.

Настоящее и будущее

Нам до сих пор казалось, что возможность планировать свою жизнь как в профессиональном, так и в личном аспекте относится к неотъемлемым человеческим правам. С этим покончено. Силою обстоятельств мы ввержены в ситуацию, в которой вынуждены отказаться от заботы о «завтрашнем дне» (Мф 6, 34), причем существенно, делается ли это со свободной позиции веры, что подразумевает Нагорная проповедь, или же как вынужденное рабское служение текущему моменту. Для большинства людей вынужденный отказ от планирования будущего означает безответственную, легкомысленную или разочарованно-безучастную капитуляцию перед текущим моментом; немногие все еще страстно мечтают о лучших временах в будущем, пытаясь отвлечь себя этим от мыслей о настоящем. Обе позиции для нас равно неприемлемы. Для нас лишь остается очень узкий и порой едва различимый путь - принимать любой день так, как будто он последний, и все же не отказываться при этом от веры и ответственности, как будто у нас впереди еще большое будущее. «Дома и поля и виноградник будут снова покупаемы в земле сей» (Иер У. 15)—так, кажется, пророчествовал Иеремия (о парадоксальном противоречии со своими иеремиадами) накануне разрушения священного града; перед лицом полного отсутствия всякого будущего это было божественное знамение и залог нового, великого будущего. Мыслить и действовав не теряя из виду грядущее поколение, сохрани при этом готовность без страха и забот оставит сей мир в любой день,—вот позиция, практически навязанная нам, и храбро стоять на ней нелегко, но необходимо.

Оптимизм

Разумнее всего быть пессимистом: разочарования забываются, и можно без стыда смотреть людям в глаза. Оптимизм поэтому не в чести у разумных людей. Оптимизм по своей сути не взгляд поверх текущей минуты, это жизненная сила, сила надежды, не иссякающая там, где отчаялись другие, сила не вешать головы, когда все старания кажутся тщетными, сила сносить удары судьбы, сила не отдавать будущего на произвол противнику, а располагать им самому. Конечно, можно встретить и глупый, трусливый оптимизм, который недопустим. Но никто не должен смотреть свысока на оптимизм—волю к будущему, даже если он сто раз ошибется; оптимизм—жизненное здоровье, надо беречь его от заразных болезней. Есть люди, которые не принимают его всерьез, есть христиане, не считающие вполне благочестивым надеяться на лучшее земное будущее и готовиться к нему. Они верят, что в хаосе, беспорядке, катастрофах и заключен смысл современных событий, и потому сторонятся (кто разочарованно и безучастно, кто в благочестивом бегстве от мира) ответственности за дальнейшую жизнь, за новое строительство, за грядущие поколения. Вполне возможно, что завтра разразится Страшный суд, но только тогда мы охотно отложим наши дела до лучших времен, не раньше.

Опасность и смерть

Мысль о смерти за последние годы становится все более привычной. Мы сами удивляемся тому спокойствию, с каким мы воспринимаем известия о смерти наших сверстников. Мы уже не можем ненавидеть смерть, мы увидели в ее чертах что-то вроде благости и почти примирились с ней. В принципе мы чувствуем, что уже принадлежим ей и что каждый новый день—это чудо. Но было бы, пожалуй, неправильным сказать, что мы умираем охотно (хотя всякий знаком с известной усталостью, которой, однако, ни при каких обстоятельствах нельзя поддаваться),—для этого мы, видимо, слишком любопытны или, если выразиться с большей серьезностью: нам хотелось бы все-таки узнать что-нибудь еще о смысле нашей хаотичной жизни. Мы вовсе не рисуем смерть в героических тонах, для этого слишком значительна и дорога нам жизнь. И подавно отказываемся мы усматривать смысл жизни в опасности, для этого мы еще недостаточно отчаялись и слишком хорошо знакомы со страхом за жизнь и со всеми остальными разрушительными воздействиями постоянной угрозы. Мы все еще любим жизнь, но я думаю, что смерть уже не сможет застать нас совсем врасплох. Опыт, полученный за годы войны, едва ли позволит нам сознаться себе в заветном желании, чтобы смерть настигла нас не случайно, не внезапно, в стороне от главного, но посреди жизненной полноты, в момент полной отдачи наших сил. Не внешние обстоятельства, а мы сами сделаем из смерти то, чем она может быть,—смерть по добровольному согласию.

Нужны ли мы еще?

Мы были немыми свидетелями злых дел, мы прошли огонь и воду, изучили эзопов язык и освоили искусство притворяться, наш собственный опыт сделал нас недоверчивыми к людям, и мы много раз лишали их правды и свободного слова, мы сломлены невыносимыми конфликтами, а может быть, просто стали циниками—нужны ли мы еще? Не гении, не циники, не человеконенавистники, не рафинированные комбинаторы понадобятся нам, а простые, безыскусные, прямые люди. Достанет ли нам внутренних сил для противодействия тому, что нам навязывают, останемся ли мы беспощадно откровенными в отношении самих себя—вот от чего зависит, найдем ли мы снова путь к простоте и прямодушию.

ПИСЬМо ДРУГУ

18.11.43

Я должен воспользоваться тем, что ты близко, и написать тебе Ты ведь знаешь, что я лишен здесь даже возможности встречи с пастором... Позволь сообщить тебе кое-что из того, что ты непременно должен знать обо мне. В те первые 12 дней, когда я был изолирован здесь как... преступник с соответствующим ко мне отношением (в соседних камерах до сегодняшнего дня находятся практически только закованные кандидаты на тот свет), неожиданным образом помог мне Пауль Герхардт да псалмы и Апокалипсис. В эти дни я был избавлен от тяжких искушений. Ты— единственный, кто знает, что «acedia»—«tnstitia» со всеми угрожающими последствиями часто преследовали меня, и может быть—я опасался этого—беспокоился обо мне в связи с этим. Но я с самого начала сказал себе, что ни людям, ни дьяволу не доставлю этого удовольствия; если уж им так хочется, пусть сами позаботятся об этом; а я надеюсь и впредь стоять на своем.

Поначалу я ломал голову над вопросом, в самом ли деле то, ради чего я доставляю вам столько забот, есть дело Христово; но быстро отмел этот вопрос как искушение и пришел к выводу, что моя задача как раз и заключается в том, чтобы выдержать в этой пограничной ситуации со всей ее проблематикой, это меня весьма обрадовало, и радость моя сохраняется по сей день (1 Петр 2, 20; 3, 14).

Лично себя я корил за то, что не закончил «Этики» (она, по-видимому, частично конфискована), меня слегка утешало, что самое существенное сказал тебе, и даже если ты уже все забыл, то все равно каким-нибудь косвенным образом это проявится. А кроме того, мои идеи ведь еще не были продуманы до конца

Далее, я воспринял как упущение, что так и не осуществил давнюю мечту—сходить как-нибудь снова с тобой к Причастию ... и все-таки я знаю, что мы—пусть и не телесно, но духовно— приобщились дару исповеди, разрешения и причастия, и могу радоваться на этот счет и быть спокойным. Но сказать об этом мне тем не менее хотелось.

Пока было возможно, я приступил, помимо ежедневного чтения Библии (два с половиной раза прочел Ветхий Завет и многое вынес из этого чтения), к нетеологической работе. Статья о «Чувстве времени» выросла в основном из потребности восстановить в памяти мое собственное прошлое в ситуации, когда время с такой легкостью может восприниматься «пустым» и «потерянным».

Благодарность и раскаяние—вот те два чувства, которые постоянно держат перед глазами наше прошлое. Но об этом подробнее скажу позже.

Затем я затеял дерзкое предприятие, которое уже давно манило меня: я начал писать историю одной буржуазной семьи нашего времени. Все бесконечные разговоры, которые велись нами в этом направлении, и все пережитое мною служит фоном; короче, это должно быть реабилитацией бюргерства, знакомого нам по нашим семьям, причем реабилитацией со стороны христианства. Дети двух сблизившихся семей в одном небольшом городке мало-помалу вступают в возраст ответственных задач и обязанностей и сообща пытаются содействовать общественному благу на постах бургомистра, учителя, пастора, врача, инженера. Ты обнаружил бы массу знакомых примет, да и сам выведен здесь. Но дальше начала я не слишком продвинулся, прежде всего из-за постоянных и ложных прогнозов относительно моего освобождения и связанной с этим внутренней несобранности. Но мне это доставляет много радости. Вот только не хватает каждодневных разговоров с тобой на эту тему, и даже больше, чем ты думаешь... Между делом я написал статью «Что значит — говорить правду?», а в данный момент пытаюсь сочинить молитвы для заключенных, которых, как это ни странно, до сих пор никто не написал, и, возможно, раздам их к Рождеству.

А теперь о чтении. Да, Э[берхард], я очень сожалею, что мы не познакомились вместе со Штифтером. Это очень оживило бы наши беседы.

Придется отложить на будущее. Мне многое нужно рассказать тебе по этому поводу. В будущем? Когда и каким оно будет? Я на всякий случай передал адвокату завещание... Но, возможно (или даже наверняка), ты сейчас еще в большей опасности! Я каждый день буду думать о тебе и молить Бога защитить и возвратить тебя... Нельзя ли в том случае, если бы меня не осудили, выпустили на свободу и призвали, устроить так, чтобы я попал в твой полк? Это было бы великолепно! Кстати, если уж я и буду осужден (о чем нельзя знать заранее), не беспокойся обо мне! Это в самом деле меня сильно не заденет, разве что придется еще досидеть несколько месяцев до конца «испытательного срока», а это, честно говоря, не очень приятно. Но ведь многое не назовешь приятным! В том деле, по которому меня могли бы признать виновным, настолько комар носу не подточит, что я могу только гордиться. В остальном надеюсь, что, если Бог сохранит нам жизнь, по крайней мере Пасху мы сможем весело отпраздновать вместе...

Но давай пообещаем быть верными в молитвах друг за друга. Я буду молиться о даровании тебе сил, здоровья, терпения и твердости в конфликтах и искушениях. Молись о том же за меня. И если нам не суждено больше увидеться, то давай до последнего мгновения помнить друг о друге—благодаря и прощая, и пусть Бог дарует нам, чтобы мы предстали пред Его Престолом в молитве друг за друга, славя и благодаря Его.

... Мне (как, думаю, и тебе) внутренне тяжелее всего дается здесь вставание по утрам (Иер 31, 26!). Я молюсь теперь просто о свободе. Но есть также ложное безразличие, которое нельзя считать христианским. Мы как христиане можем ничуть не стыдиться толики нетерпения, тоски, отвращения перед лицом противоестественного, толики жажды свободы, земного счастья и возможности трудиться. В этом, думаю, мы с тобой сходимся.

В остальном, наверное, мы все те же, несмотря ни на что или как раз благодаря всему тому, что—каждый по-своему—переживаем теперь, не так ли? Надеюсь, ты не думаешь, будто я выйду отсюда солдатом «задних шеренг»,—теперь это в еще меньшей степени справедливо, чем когда-либо! Точно так же думаю и я о тебе. Что за радостный день будет, когда мы сможем рассказать друг другу о пережитом! Я все-таки порой так злюсь на то, что я сейчас не на свободе! ...

 

 

 


Картина дня

наверх