На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Рифли

202 подписчика

ИСКУССТВО ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА В ЯПОНИИ (АЛЬБОМ 1)

 

 

 





 




 




 








Искусство ландшафтного дизайна Японии, его утонченная изысканность и красота отождествляется с поэзией и живописью. Уникальность японских пейзажей, их неповторимая гармония, «божественность» и глубина запечатлены в этом искусстве. Все формы его сливаются с синтоизмом («синто» - "путь богов") - отождествлением природы с божественным началом.

            Пронизывающая материальный мир гармония невидимого божественного мира постигается японцами через  созерцание красоты. Единение божественного и видимого мира   («моно-но-кэ») находит воплощение в творениях и явлениях природы –                     вместилищах божественного духа. Родоначальниками ландшафтного дизайна в Японии были монахи. Они разработали в искусстве дизайна три принципа создания композиций: "Син" - делать только то, что создала природа, т.е. только то что можно увидеть, "Го" - композиция и каждый           элемент в отдельности должны быть наполнены смыслом и "Сё" - свободные фантазии. Японские дизайнеры создавали «сухие» реки из песка, клумбы из гравия, скульптуры из растений. В искусстве ландшафтного дизайна поэтически                   осмысливаются все предметные символы, заключенные в природных и пространственных формах. Слияние синтоизма с буддизмом (рёбусинто) -             неразрывное восприятия окружающего мира и человеческой природы - отразились в неудержимой фантасмагории  художников-дизайнеров. Структура предметов японского сада олицетворяла свойства самой природы – изменчивость, текучесть, естественность и единство в разнообразии и противоположности. Каждый мастер создавал японский сад в соответствии с этими законами, и в то же время выражал свое понимание природы. Сады создавались как земное подобие рая, где сама красота природы должна была помочь человеку проникнуть в тайны бытия и достичь бессмертия. Сад давал уединение, возможность наслаждения и созерцания мощи и величия природы. Первые японские сады были созданы в древней столице Нара (VIII в.), возведенной по подобию китайской столицы Чань-ань. Она по своему устроению совпадала с буддистской символической схемой мироздания - "мандалой". И первые сады тоже были созданы по образцу китайских. В летописи «Нихонсёки» упоминаются корейские мастера, которые впервые устроили на японской земле сады с искусственными холмами и мостиками в период правления императрицы Суйко (593-628). В летописи есть упоминание о человеке по прозвищу «министр садов», который разбил вокруг дома великолепный сад. В 794 г. японской знатью были заложены сады в Хейяне для проведения празднеств, музыкальных концертов и игр на открытом воздухе. Буддийский храмовый сад превратился, с течением времени, в японский ландшафтный парк. Дизайнеры располагали в саду декоративные детали, воссоздающие живописные уголки Японии, и архитектурные сооружения, изготовленные из природных материалов: бамбука, глины, камня и дерева. Бамбук (символ благородства) дизайнеры не обрабатывают, камни не отшлифовывают (камень -оболочка божества - первое воплощение "моно-но-кэ") и предпочитают неправильной формы. Владение искусством расстановки камней (сутэ-иси) - главное для художника сада. У каждого камня есть своя "поза", свое "лицо", своя пластика, они могут быть высокими, похожими на статуи, вертикальными, низкими и плоскими, лежачими и изогнутыми. В японском саду за внешней оболочкой каждого элемента скрывается тайный смысл, "чудо вещей", где камни, горы и деревья населяются духами "ками" и "дзен-бу". Японцы считают, что природу можно постичь интуицией через созерцание и размышление, а не логическими умозаключениями. Различные по назначению сады Японии скрывают в себе не только глубокий философский оттенок, но и эстетический. Например, дворцовый сад с небольшими павильонами в уединенных местах и множеством дорожек, по которым можно прогуливаться, открывая новые и новые виды с декоративными элементами располагает к созерцательности и наслаждению прогулками. Храмовый сад с каменной пагодой (символическим изображением одного из элементов буддийского храмового комплекса)  располагает к размышлению и медитации. В 1397 г. в Японии начинается развитие такого искусства как чаепитие и составление букетов - икебана. Пришедшая в обиход японцев из монастырей, чайная церемония оказала огромное влияние на ландшафтное искусство Японии. Чаепитие было неотъемлемой частью культовых обрядов джайнизма, и потому существенным дополнением садов стали чайные домики - непритязательные, крытые тростником постройки, убранные внутри соломенными циновками. Чайные павильоны были с низкой мебелью для удобства и неизменной икебаной, находящейся в специальной нише -"токонома". В саду чайной церемонии у чайного домика были установлены каменные фонари (торо) и каменные чаши с водой (цукубаи), из которых посетители зачерпывали бамбуковыми ковшиками воду для омовения рук и приготовления чая. Фонари освещали путь в темноте и направляли внимание на отдельные элементы ландшафта.Чайные павильоны располагались в самом укромном уголке сада, недалеко от водоема, к нему вела узенькая тропинка, чтобы человек, наслаждаясь красотой сада, настроился на  церемонию. По ходу веков наблюдается переход от простых имитаций природных ландшафтов к "философским" садам - символическим и даже абстрактным. Так, в символическом саду группа камней изображает конкретный образ. Например, "Отдыхающая птица с распростертыми крыльями" или "Переправа тигра с тигрятами через бурный поток" в саду Реанзи в Киото. И человек, созерцая их, интуитивно ощущает эти образы. Большое распространение получил также "сухой" пейзаж, где вода изображается символически, с помощью камней и гальки. В абстрактных садах нет места подобной игре с образами. Посетитель становится как бы соавтором мастера и сам наполняет сад своими идеями, переживая такое же откровение, какое ощутил художник. В период с 1573-1615 г.г. стиль японских садов подвергся изменениям. Их главными декоративными элементами были признаны огромные камни, растения с резкими, характерными очертаниями и цикадовые деревья. Наряду с типичными для феодального средневековья императорскими садами совершенствуется искусство миниатюрных садиков при жилых домах. Порой такие садики сделаны были на площади в несколько квадратных метров с неизменными элементами сада - миниатюрным бассейном, «дикими» камнями, деревьями, дорожками, цветами. Различают три типа таких садиков: «Ке» - для внутренних домашних нужд; «Харе» - для разнообразных церемоний; «Суки» - для эмоционального восприятия и эстетического наслаждения. Подчас все эти функции, благодаря уникальному дизайну, выполнял один частный сад. Устройство садов на небольшой территории отточило искусство "бонсай" (букв. "дерево на подносе") - выращивание дерева в  миниатюре. Садовый "бонсай" особый вид орнаментального искусства (лат. "topia" – "декоративное садоводство") – фигурной стрижки деревьев и кустарников и и придания им различных форм.Такая характерная особенность японского сада, как стрижка кустарников (особенно азалий) впервые появилась в период Момояма (1573-1603) и применилась мастером Сэн-но Рикю в чайном саду. С помощью специального режима поливки и состава почвы японцы стали выращивать деревья и кустарники с мелкими листьями и придавать им нужную форму. Растения эти (не выше 1 м.) - медленно растущие - образуют замещающие побеги на протяжении всей жизни. Они органично и плавно включаются в небольшое микропространство; с их помощью создаются уникальные архитектурные композиции и скульптуры. Это изумительное искусство ландшафтного дизайна Японии наделяет сады неповторимым шармом, несущим глубину и своеобразие. 

  

 

 

Картина дня

наверх