На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Рифли

202 подписчика

ПОСТ НАСТАЛ...

      И повергшись пред Господом, молился я, как прежде, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми вы согрешили ... Ибо я страшился гнева и ярости, которыми Господь прогневался на вас... (Втор. 9: 18, 19; Исх. 34: 28)

      Наступил Великий пост в Православной Церкви.

Церковь облеклась в черные одежды. Это самый длительный пост, и поэтому у православных особенно много волнений: Что можно есть? Когда есть, в какие дни? Чего нельзя есть? Какие послабления для болящих? Как молиться, когда, каким святым? Люди вопрошают друг друга, наставляют, дают советы друг другу. Немногие способны соблюдать все правила семинедельного поста. Некоторые решают поститься только в самые "важные" недели, другие для себя облегчают правила поста. Не удивительно,что те, кто выдерживает весь пост, очень горды этим. (Вспоминается фарисей, который  гордился тем,что постился два раза в неделю... (Лк. 18: 11, 12).) Кроме Пасхального, есть еще много других постов, в том чиле, однодневных. Система постов очень сложная и довольно обременительная. По церковным правилам в посты не разрешается есть пищу животного происхождения и растительное масло, хотя в определенные дни даются послабления относительно последнего, а также рыбы. На исповедях главный вопрос обычно: соблюдаете ли вы посты? И вся эта система еще более усложняется и обрастает дополнительными человеческими установками.

       Но действительно ли нужна такая сложная система постов? Угодна ли она Богу? Может быть, напрасно "бремена тяжелые и неудобоносимые возлагают на плечи людям" (Мф. 23: 4)? Да, Иисус Христос ожидал от своих последователей, что они будут поститься и молиться (Мф. 16). Но что такое пост? Обратимся к главному нашему консультанту, к Божьему Слову. Что Оно говорит о посте?

       В Библии пост неразрывно связан с усиленной молитвой. Причем пост означал полный отказ не только от пищи, но и от питья. Давид постился и молился  семь дней о заболевшем сыне (2 Цар. 12: 15-23). Он лежал на земле и ничего не ел. Слуги удивились, что когда младенец умер, Давид "...встал и ел хлеб [и пил]". Он объяснил, что постился и плакал, надеясь, что Господь помилует сына, а сейчас нет смысла поститься. Когда царем Артаксерксом был подписан указ об истреблении Иудеев (Есф. 3: 12-14) и для их спасения Есфирь с опасностью для жизни должна была войти к царю, она велела всем Иудеям поститься и молиться  ради нее: не есть и не пить три дня и три ночи. И чудесным образом Иудеи были спасены (Есф. 4: 8-17). Когда Ниневитяне узнали, что Бог хочет разрушить их город, в городе объявили пост: "...чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили..." (Иона 3: 7). И  Господь отсрочил суд над Ниневией более, чем на сто лет. Самый нечестивый правитель Израиля Ахав был помилован, когда смирился пред Господом в посте и молитве (3 Цар. 21: 27-29). Из Писания видно, что сами посты и продолжительность их зависили от обстоятельств жизни народов или отдельных лиц (Исх. 24: 18; Суд. 20: 26; 2 Цар. 1: 12; 1 Пар. 10: 12; 2 Пар. 20: 3-4; 1 Езд. 8: 21). Законом был предписан только один пост - в великий день Очищения. Таже Богом назначались посты для народа через пророков в дни бедствий (Иоил. 1: 14; 2: 15;). Господь хочет, чтобы люди постились искренне, в чистоте своего сердца и помыслов, а не как лицемерные фарисеи, чтобы показать себя постящимися перед людьми. Такой пост Он обличает, также как и пост без добрых дел (Ис. 58: 3-10). Господь говорит: "Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды... и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой... когда увидишь нагого, одень... Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет..." (Ис. 58: 6-8). Когда Иисус говорит о лицемерах, которые сердцем далеки от Бога  и чтут Его только языком, Он ссылается на Исаию (МФ. 15: 7-8). Он призывает учеников, чтоб они  постились, молились и творили милостыню, "не пред людьми, но пред Отцом...", "Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6: 16-18). Сам Иисус Христос перед началом своего служения постился "сорок дней и сорок ночей" , когда "возведен был Духом в пустыню"  (Мф. 4: 1- 2). Апостолы  постились в ответственные моменты служения (Деян. 13: 2-3; 14: 23; 2 Кор. 6: 5). Апостол Павел часто постился, но вынужденные голод и жажду он отделял от поста - добровольного отказа от пищи ради Господа (2 Кор. 11: 27). Следует заметить, что в Библии есть четкое разграничение понятий поста и воздержания от определенных видов пищи и питья. Так Бог назначает Ездре семь дней, в которые он "не постясь однако в них" должен был "питаться только от полевых цветов и не вкушать мяса" и молиться непрестанно. И в течение семи дней он "вкушал от полевых трав" и была ему "пища от них в насыщение" (3 Езд. 9: 23-26) Так Господь, когда избирает для себя назореев, Он налагает для них ограничения в пище (Суд. 13; 1 Цар. 1; Лк. 1: 15). И все, кто давали Богу обет назорейства, не пили вина и сикеры. Иоанн Креститель питался только акридами и диким медом (Мф. 3: 4).  Даниил в течение 21-го дня не ел мяса, "вкусного хлеба" и не пил вина (Дан. 10: 2-4), несколько лет ел только овощи и пил только воду (Дан. 1).

     То, что дано в Божьем слове, мы должны взять в пример. Ни прибавить к этому, ни убавить, ибо "Бог - не человек... и не сын человеческий, чтобы ему изменяться" (Чис. 23: 19). А потому и не может быть изменено основание, которое заложил Он сам. Мы должны смириться, обратиться от худых путей своих, а в бедствиях "...говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании" (Иоил. 2: 12). Тогда "...слава Господня будет сопровождать тебя", "и будет Господь вождем твоим всегда..." (Ис. 58). "Господь смотрит на сердце" (1 Цар. 16: 7; Пар. 28: 9). Он откликается на смирение и не отвергает "сердца сокрушенного и смиренного" (Пс. 50: 19).  Пост не должен быть мрачным (Мф. 6: 16). Пост может быть, как говорит Господь (Зах. 8: 19), "радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир".

     Таковы наши размышления в ответ на поставленный вопрос. Хочется надеяться, что даже такое беглое изложение темы может побудить того, кто любит Бога, обратиться к Божьему Слову и самому решить, как ему поститься и смиряться перед Господом, чтобы быть угодным Ему.

       (Смотрите также на нашем сайте видеопроповедь Дерека Принса "Fasting" ("Пост").)

 

Картина дня

наверх