Как это ни парадоксально звучит, но начало Великой Отечественной войны, принесло облегчение положению верующих в СССР, особенно протестантов, которых без конца преследовал КГБ и гноил в психушках, тюрьмах и лагерях. Известно, что в 1941 г. был закрыт Союз воинствующих безбожников, и власть временно прекратила преследование верующих, желая консолидировать все силы общества на борьбу с врагом.
В первые же дни войны Всесоюзный Совет евангельских христиан разослал по всем общинам письмо с призывом активно выступить на защиту Отечества. Подобные призывы содержались и в других письмах военного времени.
Письмо Всесоюзного Совета евангельских христиан от 28 июня 1941 года:
«...Братья и сестры! Двадцать три года мы стремились проводить в жизнь решения наших евангельских съездов, особенно решения 9 и 10 съездов евангельских христиан. Мы хотим всем детям Божиим еще раз напомнить решения упомянутых съездов об отношении всех евангельских христиан к своей родине. Резолюция 10-го съезда евангельских христиан по вопросу об отношении к воинской повинности гласит ясно и недвусмысленно: «Признать всякую военную службу за оброк, то есть за обязанность для евангельских христиан на общих основаниях со всеми гражданами страны». За все эти годы мы проповедовали и наставляли верующих правильно относиться к власти и к нашим государственным и общественным обязанностям. Дети Божии молились за власть и начальствующих. Сейчас, дорогие братья и сестры, наступили дни не на словах, а на деле показать наше искреннее отношение к родине и к переживаемым нашей страной событиям. Наступило время и нам, верующим в Господа Иисуса Христа, явить на деле нашу любовь к дорогой родине. Многие братья будут призваны к защите своей страны. Мы зовем их исполнить свой долг до конца не из страха наказания, но по совести. (Послание к Римлянам 13:5)....
...Мы призываем всех вас к этому святому делу - заботиться о благосостоянии своей страны! Будем все горячо молиться за нее и защищать ее».
ПИСЬМО ПО «ВОЕННОМУ ВОПРОСУ», 1942 ГОД:
«Дорогие братья и сестры! В наши дни Европа содрогается под колесами грозной военной машины гитлеровской Германии. На своем знамени гитлеризм написал: Завоевание мира! Порабощение человечества! Водворение на земле нового божества, нового культа - культа нацизма! Опасность для дела Евангелия снова велика: христианству угрожает новая — фашистская религия; дорогому для всех христиан имени Христа Германия хочет противопоставить имя своего кровавого фюрера. Да сохранит Бог человечество от этого!
Три великие страны: наша родная Россия, Англия и Соединенные Штаты Америки объединили свои мечи, объединили свое оружие, чтобы дать отпор грозным силам фашистской агрессии и тирании и избавить Европу от нависшей над нею опасностью порабощения. Кто скажет, что это не великая, священная, освободительная война?
Мы удивляемся, братья и сестры, что среди нас, евангельских христиан и баптистов, все еще имеются люди, которые в вопросе о военной службе идут против Слова Божьего, против его ясных указаний относительно употребления меча и оружия и смущают отдельных верующих. Пусть каждый брат и каждая сестра исполнят свой долг перед Богом и родиной в суровые дни, которые она переживает! Будем мы, верующие, лучшими воинами на фронте и лучшими работниками в тылу! Любимая родина должна остаться свободной! Извергу Гитлеру и фашизму не удастся помрачить яркий свет учения Христа!»
Всем евангельским христианам, находящимся под гнетом немецко-фашистских оккупантов. Письмо от апреля 1943 года:
«... Вступайте в ряды партизан! Партизаны - это мужественные народные герои, наказывающие зло, творимое врагом, - мечом. Гитлеровское зло достойно такого наказания! Помните, как расправились в 1812 году славные русские партизаны с дерзким насильником того времени - Наполеоном. Бесстрашные партизаны нашей Первой Отечественной войны - Давыдов, Фигнер, Сеславин, Чернышев - стоят перед нами, как благороднейшие подвижники народной мести за кровь и слезы потоптанной врагом родной земли. Наши смелые партизаны расправятся и в этой войне с гонимым к своим границам противником. Помогите им, братья и сестры...»
В мае 1942 года представители союзов баптистов и евангельских христиан подписали письмо-воззвание ко всем евангельским верующим. В этом письме содержался взгляд на войну с христианской точки зрения: “Опасность для Евангелия велика… Дорогому для всех христиан имени Христа Германия желает противопоставить имя кровавого фюрера. Пусть каждый брат и каждая сестра исполняет свой долг перед Богом и перед Родиной… Будем мы, верующие, лучшими воинами на фронте и лучшими работниками в тылу! Любимая Родина должна остаться свободной…”
Поскольку война объединила баптистов и евангельских христиан, в письме была подпись: “Ваши братья во Христе - члены временного Всесоюзного совета евангельских христиан и баптистов - Я.И.Жидков, А.Л.Андреев, М.А.Орлов, М.И.Голяев, А.В.Карев и другие.” (История евангельских христиан-баптистов в СССР.- М., 1989.- С.129-130.) Некоторые из тех, кто подписал это письмо, в то время находились в узах.
Из лагерей и тюрем стали освобождать руководителей Союза евангельских христиан. Председатель Я.И.Жидков, осужденный в 1938 году на восемь лет, вернулся в Москвуи и был полностью реабилитирован, а также известный проповедник и позднее долговременный секретарь Союза евангельских христиан-баптистов А. Карев и сотни других священнослужителей. Оставшиеся в живых и на свободе после страшных гонений руководители баптистов И. Галяев и Н. Левинданто обратились к ним с просьбой принять баптистские общины в состав Союза евангельских христиан. До войны об этом не могло быть и речи, советские власти просто не допустили бы такой активности христиан, теперь же это стало вполне естественным для сложившихся обстоятельств.
Временный совет евангельских христиан и баптистов был создан в мае 1942 года (в Москве). В его состав вошло по четыре представителя от каждого союза: от евангельских христиан - М.А.Орлов, Я.И.Жидков, А.В.Карев, А.Л.Андреев; от баптистов - Н.А.Левинданто, П.И.Малин, Ф.Г.Патковский, М.И.Голяев, который вскоре, в том же 1942 году, скончался.
На оккупированной территории объединение баптистов и евангельских христиан проходило стихийно, независимо от воли руководства союзов. Это было обусловлено не только войной, но и стремлением простых верующих к единству, что вызвало бурный рост общин. Их разростанию способствовали и освобождение некоторых верующих от уз, и за обращение к Богу многих неверующих во время всенародной трагедии.
Истинные отношения евангельских христиан и баптистов к защите Отечества изложены в материалах Всесоюзного совещания руководящих представителей этих общин, состоявшегося в Москве 26—29 октября 1944 года — в разгар боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны.
На совещании было оглашено приветственное послание президента Всемирного союза баптистов доктора В. Льюиса в адрес ВСЕХиБ: «Дорогие братья! …Мы в Америке с большим интересом и восхищением читаем о чудесных подвигах русской армии. Объединенные усилия всех союзных армий принесут нам победу в ближайшем будущем… За малым исключением баптисты Соединенных Штатов Америки поддерживают военные усилия с энтузиазмом. Около одного миллиона американских баптистов служат в армии, во флоте и в авиации. Многие наши церкви вывесили в своих помещениях флаги с синими звездами по количеству членов церкви, служащих в армии. Если приходит известие, что какой-либо член убит, синяя звезда заменяется золотой. Во многих церквах флаги покрыты целиком золотыми звездами, что говорит о том, что все члены потеряли свою жизнь в борьбе… Мы выиграем победу совместно. Советская Россия, Великобритания и Соединенные Штаты должны остаться объединенными и после войны. Если мы будем действовать вместе, мы сохраним мир на долгое время…».
По предложению секретаря президиума совещания А. Карева на основании этого послания была принята резолюция. В резолюции отмечалось, что и русские евангельские христиане и баптисты, служащие в героической Красной Армии, с оружием в руках сражаются за свою любимую Родину, совершая немало доблестных подвигов, за что многие награждены орденами и медалями.
И сегодня есть общины, которые располагают скромными, но впечатляющими летописями деяний святых в годы Великой Отечественной войны. Например, верующие ЕХБ города Куйбышева (ныне Самары) с первых дней войны оказалиь на фронте. Дорогами войны прошли: П. И. Кузнецов, Т. П. Чекмарев, В. В. Степанов, Ю. С. Грачев, С. Г. Корниенко, М. С. Гримберг, В. П. Смыслин, Н. Т. Николаев, М. С. Пузанков, В. Г. Плеханов, Н. М. Макушин, Л. А. Кондратьев, И. М. Харченко, В. С. Гусев, М. П. Христинин, Ф. Г. Евстигнеев, П. Е. Фомин, И. Ф. Попов, И. Ф. Грачева, Е. А. Баннова, Е. Я. Богомолова и многие другие. В Куйбышев были эвакуированы из западной части СССР множество заводов, которые были развернуты на волжской земле и уже через несколько недель начали выпускать продукцию для фронта. Работать приходилось в ужасных условиях, так как порой цеха были развернуты прямо под открытым небом. Работали по 13—16 часов без выходных… На этих заводах и других оборонных работах трудились члены общины: В. М. Крейман, Е. Г. Советникова, М. С. Коновалова, М. А. Грачева, П. И. Лукина, М. Е. Бородина, Е. А. Кирюшкина и еще многие верующие.
Многие верующие сдавали свою кровь для раненых солдат; шили и собирали для армии теплые вещи; жертвовали деньги и драгоценности для Фонда обороны.
Членом общины евангельских христиан-баптистов города Зеленограда (административный округ Москвы) является легендарная женщина — Любовь Дмитриевна Гуторенко. Она родилась в 1924 году в селе Таптыково Рязанской области в семье пресвитера местной общины евангельских христиан. В 1939 году она поступила в Москве в фельдшерско-акушерскую школу и по окончании учебы получила направление в прифронтовой госпиталь в Старой Руссе. Здесь формировалась 4-я Ленинградская партизанская бригада, в которую добровольно записалась семнадцатилетняя Любовь Гуторенко. Став начальником медслужбы этого соединения, Любовь Дмитриевна прошла вместе с партизанамидвухлетний боевой путь по лесам и болотам северо-запада России.
В марте 1944 года отряды 4-й Ленинградской партизанской бригады соединились с частями Красной Армии под Волховом. Любовь Дмитриевна продолжила военную службу в Ленинградском госпитале. В числе ее наград — ордена Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медаль «Партизан Отечественной войны» и другие медалей.
А последователь евангельских христиан баптистов Москвской общины Иван Шаталинн
удостоен звания Героя Советского Союза. Он родился в
1922 году в Саратовской области. В 1941 году окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков. С апреля
1943 года Шаталин сражался в составе 103-го штурмового авиационного Гродненского полка. Сражался на Северо-Кавказском, 4-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах. В боях был дважды подбит, ранен. Штурмовыми действиями уничтожил более 40 единиц тяжёлой техники противника ( танков, бронеавтомобилей, артиллерийских орудий, железнодорожных вагонов ), более 300 вражеских солдат и офицеров. Проведя более 20 воздушных боёв, огнём курсовых пушек своего "Ила" сбил 3 неприятельских самолёта. Прошел путь от рядового лётчика до командира эскадрильи. Летал в любых метеоусловиях.
8 Июня 1943 года в составе 4-х Ил-2 Шаталин вылетел на штурмовку артиллерийских позиций и дзотов на переднем крае обороны противника в районе станицы Киевской на Тамани. При подходе к цели группа была встречена сильным огнём зенитной артиллерии и пулемётов, а затем атакована истребителями. Шаталин вступил в бой с "Мессерами", отогнал их и, применив противозенитный маневр, прицельно сбросил бомбы на дзот противника. Во время второго захода лётчик заставил замолчать зенитно-артиллерийскую батарею противника. Заметив в стороне от цели пехоту, он сделал третий заход и метким огнём из пушек и пулеметов уничтожил большую группу гитлеровцев. Прямым попаданием снаряда самолёт Шаталина был подбит и стал трудно управляемым, но лётчик благополучно привёл повреждённую машину на свой аэродром.
Утром 9 Мая 1944 года на юго-восточной окраине Севастополя противник сосредоточил крупные силы пехоты и танков и задержал дальнейшее продвижение частей 4-го Украинского фронта. Группа штурмовиков во главе с Шаталиным, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, успешно проштурмовала противника. Во второй и третий вылеты по этой же цели были нанесены ещё более мощные бомбардировочно-штурмовые удары. Потери противника были настолько велики, что после окончания штурмовки наша пехота ворвалась в Севастополь и повела успешные бои по очищению города от врага.
Отлично работала эскадрилья Шаталина также во время боёв по расширению наших плацдармов на реке Нарев севернее Варшавы. Так, например, 14 Октября 1944 года группа из 12 "Ильюшиных" нанесла удар по аэродрому противника Цеханув ( Польша ). В результате налёта было уничтожено 5 самолётов, 2 зенитных орудия, до 20 человек лётно - технического состава врага. На обратном пути лётчики атаковали железнодорожный эшелон на одной из станций, подожгли 2 вагона и подавили огонь 2-х зенитных батарей противника. Группа без потерь вернулась на свой аэродром.
Эскадрилья Шаталина принимала участие в разгроме Данцигской группировки противника: только 24 Марта 1945 года Шаталин трижды водил группы штурмовиков на уничтожение артиллерийских батарей врага, мешавших продвижению нашей пехоты к городу Данцигу ( Гданьску ). Точными ударами с малых высот, делая в каждом вылете по 5 - 6 заходов на цель, штурмовики уничтожили одну и подавили 5 батарей противника, обеспечив стрелковым частям успешное продвижение вперёд.
В конце войны старший лейтенант комэск И. И. Шаталин был представлен к званию Героя Советского Союза (Указ от 18 Августа 1945 года). Этот случай оказался беспрецедентным в истории советской армии.
Он награждён также орденами: Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями: "За оборону Кавказа", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." и другими.
Рядовым прошел всю войну И. Мартыненко - кавалер нескольких боевых орденов. С 1961 года он был старшим пресвитером Очамчирской церкви в Грузии. Известный проповедник Иван Гинда, будущий зам. Генерального секретаря Союза ЕХБ, обратился к Богу, будучи на фронте. Он получил тяжелое ранение, попав в окружение под Ленинградом. Находясь в госпитале в ожидании срочной операции, он воззвал к Господу и дал обет, что будет Ему служить, если Бог спасет его от верной смерти. Господь действительно спас его чудесным путем: на последнем корабле вместе с другими ранеными он был вывезен в Ленинград. Эдуард Мицкевич служил в морской пехоте, а его брат Альфред в составе артиллерийского подразделения участвовал в освобождении Белоруссии и Украины… Четверо из шести сыновей первого председателя ВСЕХБ Якова Ивановича Жидкова сражались в рядах Красной Армии с фашистскими захватчиками. Трое из них погибли на фронте.
Самой известной из всех проведенных Союзом ЕХБ акций помощи фронту оказалась кампания по сбору денег на постройку санитарного самолета. В начале января 1943 года в Центральной церкви ЕХБ города Москвы было объявлено о сборе средств. Будущий авиатранспорт условно назвали «Добрый самарянин». «Пусть санитарный самолет, построенный на средства евангельских христиан и баптистов, уподобится милосердному самарянину в притче Господа нашего Иисуса Христа», - сказал в своей проповеди А. Карев. По-видимому, поводом для такой инициативы послужил пример евангельских церквей Великобритании, выкупивших на свои средства и подаривших Красной Армии английский санитарный самолет. Финансовые сборы нескольких воскресных богослужений двух зимних месяцев полностью передали в фонд «Доброго самарянина». К марту 1943 года собрали уже около 100 тысяч рублей. Деньги перечислялись в Фонд обороны и помещались на счет в Госбанке. Однако судьба самолета и самих денег так и осталась неизвестной, хотя пожертвования впоследствии были переданы представителям министерства финансов. К сожалению, в архивах Союза ЕХБ также отсутствуют какие-либо сведения о выпуске самолета и участия церкви в передаче его в действующую армию. С началом 1944 года, когда стали освобождаться оккупированные территории СССР от фашистских захватчиков, Центральная церковь вновь объявила христианам о сборе денег для пострадавших от войны районов. Такие сборы делались каждый месяц во всех собраниях, и деньги, поступавшие из общин, сдавались в Фонд обороны Москвы. По подсчетам А. Карева, только в 1944 году было собрано 400 тысяч рублей. В 1945 году предложили сделать еще один сбор - для сирот погибших воинов, членов Союза ЕХБ. До самого конца Второй мировой войны евангельские христиане и баптисты жертвовали деньги для фронта и для победы.
Христиане всегда были нужны в трудный для страны период, но уже в мае 1945 года советские протестанты вновь стали гражданами «второго сорта». Их стали снова преследовать, разрушать молитвенные дома, гнать и уничтожать целые семьи.
Конечно не только протестанты, но и веруюшие всех христианских деноминаций жертвовали своими жизнями для победы. Помянем тех, кто положил "душу свою за други своя" (Ин. 15:13).
12 мая 2008 года в возрасте 98-и лет отошла в вечность последняя активистка движения сопротивления, христианка, исполнившая заповедь любви, - Ирена Сендлер. Она родилась 15 февраля 1910 года в Отвоцке в 24-х км от Варшавы в семье врача, заведующего больницей. Ее отец умер от сыпного тифа в 1917 году, заразившись от пациентов, которых его коллеги избегали лечить. Незадолго до смерти отец сказал: "Если ты видишь, что кто-нибудь тонет, нужно броситься в воду спасать, даже если не умеешь плавать". Среди тех, кого он спас, были евреи, и Еврейская община предложила денежную помощь вдове Сендлер, испытывавшей нужду, для оплаты образования молодой Ирены.
Ирена училась в Варшавском Университете, где изучала польский язык и литературу. Когда фашиствующие польские националисты избили её еврейскую подругу, Ирина перечеркнула в своём студенческом билете печать, которая позволяла ей сидеть на "арийских" местах, за это её отстранили от учёбы на три года. В 1930-е годы в зараженной антисемитизмом Польше в последних рядах Университетских аудиторий устанавливались особые скамьи для еврейских студентов ("гетто лавкове" - "скамеечное гетто"). В знак протеста еврейские студенты и поддерживавшие их неевреи, в числе которых была Ирена Сендлер, слушали лекции стоя.
Госпожа Сендлер была членом Социалистической партии, но не из-за политических убеждений, а потому что сострадание к униженным соединялось в ее душе с неприятием власти денег; она поступала "z potrzeby serca" - "по зову сердца".
При нацистской оккупации евреев Варшавы загнали как стадо скота в городское гетто: четыре квадратных километра для приблизительно 400,000 душ (по другим данным около 500.000 душ).
Даже до того, как началась депортация в лагерь смерти "Треблинка-2", смерть в гетто была повседневной. Нищета (ежемесячная порция хлеба была два килограмма) и скученность людей создавали все условия для распространения сыпного тифа, эпидемия которого угрожала и немцам. Поэтому нацисты разрешили доступ работникам здравоохранения, среди которых была Ирена Сендлер, в плотно охраняемое гетто для распределения лекарства и прививок.
Ирена Сендлер не только как работник Варшавского Управления здравоохранения, но и как член польской подпольной организации Совета помощи евреям (Жегота), часто посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Под этим прикрытием она и её товарищи вывезли из гетто 2500 детей, которые далее были переданы в польские детские дома, в частные семьи и в монастыри.
Младенцам давали снотворное, помещали в маленькие коробки с дырками, чтобы они не задохнулись, и вывозили в машинах, которые доставляли в лагерь дезинфекционные средства. Некоторых детей выводили через подвалы домов, непосредственно прилегающих к гетто. Использовались для побегов и водосточные люки. Других детей выносили в мешках, корзинах, картонных коробках.
Младенцев она прятала в ящик из-под инструментов, детей постарше — под брезентом в кузове грузовика. Кроме того, в кузове сидела собака, обученная лаять, когда машину впускали в гетто или выпускали из него, по другой версии, собака сидела в кабине, и водитель при выезде из ворот наступал ей на лапу, чтобы собака лаяла. Лай собаки заглушал шум или плач, издаваемый младенцами.
Чтобы спасти одного ребёнка, требовалось 12 человек вне гетто, работающих в условиях полной конспирации: водителей транспортных средств, священников, выдававших поддельные свидетельства о крещении, служащих, достававших продовольственные карточки, но больше всего требовались семьи или религиозные приходы, которые могли бы приютить беглецов. А наказанием за помошь евреям был немедленный расстрел.
Но еще более опасным было то, что Ирена Сендлер записывала данные всех спасённых детей на узкие полоски папиросной бумаги, пачку которых она держала на своём ночном столике, чтобы можно было быстро вышвырнуть их из окна, если бы нагрянуло гестапо. Все это делалось с целью помочь впоследствии детям отыскать свои семьи (см. Anna Mieszkowska).
20 октября 1943 года Ирена Сендлер была арестована по анонимному доносу (см. книгу Anna Mieszkowska). 11 гестаповцев нагрянули к ней ночью. Ирена хотела выбросить пачку своих записей из окна, но увидела, что дом был окружен немцами. Тогда она бросила эту пачку своей подруге, а сама пошла открывать дверь; подруга спрятала бумаги подмышкой. Нацисты держали Ирину в тюрьме "Pawiak" ("Павяк"), где её пытали, а потом приговорили к расстрелу. Рассказывают также, что в тюрьме она работала в тюремной прачечной и вместе с другими такими же заключёнными портила бельё немецких солдат, которое они стирала. Когда немцы обнаружили это, они выстроили женщин и расстреляли каждую вторую. Ирена по милости Божьей была спасена, избежав казни: охранники, которые сопровождали её к лобному месту, были подкуплены. Её имя внесли в список казнённых; официально она была казнена в начале 1944 года. До конца войны Госпожа Сендлер жила под вымышленным именем и продолжала помогать еврейским детям. И все записи о происхождении детей были зарыты в землю в стеклянных банках под яблоней в саду у подруги.
Ирена Сендлер никогда не хотела, чтобы её называли героиней. Она говорила: " Я до сих пор чувствую себя виноватой, что я не сделала больше". Кроме того, она считала, что была плохой дочерью, рискуя жизнью своей пожилой матери, плохой женой и матерью. Ее дочь, чтобы иметь возможность видеться с ней, просила позволить ей посещать детский дом, где ее мать работала после войны.
В послевоенной Польше ей также угрожал смертный приговор за то, что ее работа во время войны финансировалась польским Правительством в изгнании в Лондоне, и она помогала солдатам Армии Краёвой. И Польское Правительство в Лондоне, и Армия Краёва считались тогда империалистическими марионетками. В 1948, когда она была на последнем месяце беременности, допросы в тайной полиции стоили ей жизни её второго ребенка, рожденного преждевременно. Она была "невыездной", и ее детям не разрешали поступать на дневное отделение Университета. "Какие грехи Вы приняли на вашу совесть, Мама?"- спрашивала её дочь.
Только в 1983, польские власти сняли с неё запрет на выезд и разрешили приехать в Иерусалим, где в её честь в Мемориальном Музее катастрофы европейского еврейства в Иерусалиме "Yad Vashem" было посажено дерево. Госпожа Сендлер стала одной из первых Праведников Мира.
Многие из детей, которых она спасла, уже будучи пожилыми людьими, старались отыскать её, чтобы отблагодарить, а также чтобы попробовать узнать что-нибудь о своих утерянных родителях.
В 2003 хоть и с опозданием она получила самую высшую награду Польши, орден Белого Орла. А Нобелевскую премию, на соискание которой В 2006-м году кандидатуру Ирены Сендлер выдвинули польский президент и премьер-министр Израиля, она не получила и уже не получит никогда: Нобелевский комитет счел ее заслуги недостаточными.
Прошло 67 лет со дня окончания Второй Мировой войны. Но что такое для Господа 67 лет?! "...У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Пет. 3:8). И в памяти каждого справедливого и совестливого человека, сотворенного по образу Божьему, живущего на земле ее Создателя, исполненной Его Любви, навсегда останутся те, кто возлюбил ближнего своего и положил душу свою за други своя.