На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Рифли

202 подписчика

ДМИТРИЙ МЕРЕЖКОВСКИЙ. "ИИСУС НЕИЗВЕСТНЫЙ". ТОМ ПЕРВЫЙ. ЧАСТЬ I.ГЛАВА 1 (XXXIV-XLI)

XXXIV.   Что же значат "противоречия" в Евангелиях? Иосифа Сын Иисус, или не Иосифа; в Вифлееме родился, или в Назарете; только в Галилее проповедовал, или также в Иерусалиме; установил Тайную Вечерю, или не устанавливал; 14 низана распят, или 15-го и проч., и проч.? Умный ребенок видит эти "противоречия" и понимает, что их обойти нельзя.

     "Тайная гармония лучше явной". - "Противоположное - согласное", - учит Гераклит, учат и Евангелия. Мнимые противоречия - действительные противоположности (антиномии), главная музыка "тайной гармонии" - везде в мире, а в религии больше, чем где-либо. Это во-первых, а во-вторых: мы хорошо знаем, по вседневному опыту, что если два или больше правдивых свидетеля сообщают об одном и том же событии, то они согласны лишь в главном, а в остальном противоречат друг другу, потому что каждый видит по-своему, и эти-то именно "противоречия" - лучший знак правдивости: ложные свидетели сговорились бы, чтобы не противоречить.

      Три свидетеля - Марк, Матфей, Лука - различны, "противоречивы" и, - следовательно, друг от друга независимы, а все-таки в главном согласны; и, наконец, четвертый - Иоанн, "противоречащий" всем трем, опять согласен с ними в главном. Так, с каждым новым Евангелием, возрастает подлинность общего свидетельства в геометрической прогрессии.

       Если бы в церкви возобладала логика Маркиона (гностика II века), то мы имели бы одно Евангелие. Но тем-то и доказывается истинность предания лучше всего, что "потребность в апологетике не сгладила в нем противоречий, не свела четырех Евангелий к одному"60.

     "Множеством различий в передаче Иисусовых слов и в повествованиях о жизни Его доказывается, что евангельские свидетельства свободно почерпнуты из независимо друг от друга текущих источников". Если бы первая община измышляла "миф о боге Иисусе", то, уж конечно, позаботилась бы о единстве вымысла и сгладила бы в нем противоречия61. Здесь-то именно, где образ Иисуса действительно или как будто противоречит церковно-общинной вере, мы и нащупываем под нею неколебимый исторический гранит предания62. Здесь же лучше всего обнаруживается вся историческая невозможность "мифологии".

      Если главное для первохристиан - совпадение Человека Иисуса с ветхозаветным Мессией-Христом, то с какою же целью вводят они в "миф" об Иисусе такое множество вовсе не предсказанных в Ветхом Завете и этим предсказаниям явно противоречащих исторических черт, как бы одной рукой строят, а другой - разрушают "миф"?63

XXXV.   Стоит только открыть Евангелие, чтобы пахнуло на вас запахом именно той земли, где жил Иисус, и именно тех дней, когда Он жил. "Здесь, в Палестине, все исторично" - вот к чему пришел один из лучших знатоков Палестины, после тринадцатилетних странствий по следам Господним. Тот не усомнится, что Он был, кто, почти на каждом шагу по Св. Земле, вступает в след Иисусовых ног.

     Слишком знаменательны настойчивые и подробные указания всех четырех Евангелий на определеннейшие точки в пространстве и времени, т. е. в исторической действительности, или, другими словами, указания на то, что евангельские события - не миф, а история. Нет, вовсе не призрачного "бога Иисуса" искала здесь, в Палестине, древняя церковь, а, наоборот, выступала, пред лицом всего мира, с ясным и непреложным свидетельством, что Иисус Человек был лицом историческим64.

 XXXVI.   Как же, после всего этого, люди могли усомниться, был ли Христос? Только ли злая воля, соединенная с глупостью и невежеством, причина "мифологии"? Нет, увы, не только. Есть причина более глубокая и страшная, скрытая в самом христианстве, - та вечная болезнь человеческого ума и воли, которую древняя церковь называет "докетизмом", кажением,- от слова "казаться", δοκεν: "докеты" - те, кто не хочет знать Христа "по плоти", для кого Он "кажущаяся", мнимая плоть.

     "Видимое тело Иисуса - только тень, призрак, umbra, phantasma, corpulentia putativa", - учит первый докет, Маркион, в конце II века65, "Иисус не рождался, а сошел прямо с небес в Галилейский город, Капернаум, в пятнадцатый год правления кесаря Тиберия" - этим начинается "исправленное" Маркионом, Евангелие от Луки66. Иисус не умирал: "Симон Киринеянин распят за него". - "Как бы только тенью страдал, passum fuisse guasi per umbram", - учит гностик Марк.

     "Лама сабахтани!" возгласил Господь на кресте только для того, чтобы обмануть и победить сатану", - скажет и Афанасий Великий, столп православия67. Господь, ища плодов на бесплодной смоковнице, только "притворялся алчущим", скажет не меньший столп, Иоанн Златоуст68. "В пище Иисус не нуждался", по Клименту Александрийскому: призрак не ест и не пьет69. "Жажду", на кресте, значит: "жажду спасти род человеческий", скажет Лудольф Саксонский, написавший в XIV веке одну из первых "Жизней Христа". - "Иисус - только распятый призрак", - скажут и нынешние "докеты" - "мифологи"70. Так, от Маркиона через Иоанна Златоуста и Афанасия Великого до наших дней, все христианство пронизано "докетизмом", "кажением".

XXXVII.   Вот почему самые неверующие люди наших дней с такою легкостью поверили нелепейшей из всех мифологий, что Христос - миф. Что такое докетизм, в последнем счете? Чья-то попытка украсть спасенный мир у Спасителя, совершить второе убийство Христа, злейшее: в первом, на Голгофе, - только тело Его убито, а в этом, втором, - душа и тело; в первом - только Иисус убит, а во втором - Иисус и Христос: "излетел (на кресте) из Иисуса Христос", учат докеты71, и осталось лишь человеческое "подобие", "вид", "схема" (homoioma, schema, - Павловы страшные слова, Рим. 8, 3; Филип. 2, 7), геометрическая фигура человека, призрачно-пустая, из-под выпорхнувшей бабочки, куколка.

      Если бы попытка эта удалась, то все христианство - сама Церковь, Тело Христово - рассыпалось бы, как съеденная молью одежда. Вот почему последним и величайшим Докетом, Каженником, будет "кажущийся Христос" - Антихрист. Наших дней "докетизм" и есть к нему прямой и гладкий путь.

  XXXVIII.   Все это, конечно, покушение с негодными средствами, ибо самое существо докетизма - не то, что есть, а то, что кажется, - обман, туман, фокус, - тщетная попытка сделать, чтобы не было того, что было. Люди все-таки знают, и лучше людей знает сам вечный Фокусник, Каженник, Докет, что Христос был.

     "Духом уст Своих убьет господь Врага", - только одним этим словом: был.

  XXXIX.   "Был ли Христос?" значит сейчас "будет ли христианство?". Вот почему прочесть Евангелие, как следует, - так, чтобы увидеть в нем не только Небесного, но и Земного Христа, узнать Его, наконец, по плоти, - значит сейчас спасти христианство - мир.

  XL. Тенью ходит Он по миру, а тело Его в Церкви заковано в ризы икон. Тело надо найти в миру и Закованного в Церкви расковать.

XLI.  Церковь, - врата адовы не одолеют ее, - сама от страшной болезни "кажения", может быть, спасется; но этого мало: ей надо спасти мир. Церковь знает Христа по плоти; но Его уже не знает или не хочет знать мир. Вечный путь Церкви - от Иисуса Земного ко Христу Небесному; миру, чтобы спастись, надо пойти обратным путем, не против Церкви, а к ней же, - от Христа к Иисусу.

   Путь Церкви - ко Христу Известному; путь мира - к Иисусу Неизвестному.

 

 

 

 

Картина дня

наверх