"О, Владычице Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь" (Канон Молебный к Богородице).
"Царица Небесная, Царица Небесная...",- звучит песня в православной церкви, и мы видим, как многие женщины от умиления заливаются слезами. Царица Небесная - это Дева Мария, Мать Иисуса Христа, которую стали называть Богородицей, или Богоматерью, после Вселенского Ефесского Собора (431 г. ). А раз Богоматерь, значит,- Царица Небесная. В Церкви появились ее многочисленные иконы. Перед ними люди молятся, чтобы "Богомати", "Владычице Мати Бога", "Царице Небесная", "Царице Небесе и земли", "Богородительнице", "преславная Божия Мати Марие", "Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице", "Мати и заступница"... помогла во всякой беде и напасти, избавила "от огня и меча", от "междоусобныя брани", "от смертоносныя язвы и от всякого зла"... Ведь Она - "алчущих кормительнице", "нагих одеяние", "больных исцеление", "грешных спасение"... Кого же и просить, как не Ее, "благую Заступницу рода христианского"? Ведь Богородицу считают посредницей между Богом и людьми: "...о, Владычице мира, буди Ходатаица" (Канон Молебн. к Богородице). По Церковным преданиям установлены Богородичные праздники. В их числе - двунадесятые - "Введение во храм" и "Успение". Успенский пост по строгости не уступает Великому Посту. Богородица провозглашается воскресшей и вознесенной на Небо после Ее смерти (успения). Множество праздников посвящено иконам Богородицы. Патриархи и Папы, митрополиты, архиепископы и епископы, священники и монахи склоняют Марию в Славословиях с Отцом, Сыном и Святым Духом.
Насколько обосновано с точки зрения Библии поклонение Деве Марии как Богородице и царице Неба?
Сначала обратимся к Символу веры, полностью основанному на Божьем Слове. Он утвержден на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) Вселенских Соборах и является основой вероучения Христианской Церкви. Он читается всеми присутствующими в церкви на каждой Литургии. Однако мало кто задумывается над тем, что ни один из составляющих его 12-ти догматов не говорит о Марии как о Богородице. Напротив, говорится об Иисусе Христе как о Сыне Божием, от Отца рожденном "прежде всех век", единосущном Отцу. "Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася". Как видим, Иисус только облекся плотью (воплотился) от земной девы Марии.
В Евангелии (Лк. 1: 26-38) сказано: "...послан был Ангел Гавриил от Бога" в Назарет к Деве Марии. "Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего... и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим... Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему". Как видим, смиренная, кроткая, богобоязненная Дева Мария называет себя "Рабой Божьей", а не "Царицей Неба и земли". И Ангел не именует ее "Богородицей", но говорит, что "рождаемое Святое наречется сыном" "Всевышнего". И когда Елизавета величает Ее "Матерь Господа", она приветствует земную мать Иисуса Христа по плоти: "...благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!" (Лк. 1: 41-43). И Мария благослословляет Господа за великую милость, оказанную Ей: "...Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;" (Лк. 1: 46-50). Она смиряется как раба перед Господом, называя Его своим Спасителем. В немногих стихах, отведенных Деве Марии в Писании, Ее называют не иначе, как "Мария" или"Матерь Иисуса". Сам Иисус обращается к Ней: "Жено" (Ин. 2: 4; 19:26). В известном эпизоде Евангелия Он говорит: "...матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его" (Лк. 8: 19-21). Иисус Христос - Слово, которое "...было у Бога и Слово было Бог" (Ин.1:1-4). "И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его,... как единородного от Отца" (Ин.1:14). Слово было с Отцем "прежде всех век" (Символ веры). "Все через Него начало быть..." (Ин. 1:3). Иисус говорит о Себе : "Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу" (Ин.16:28). Разве все это не убеждает, что Мария родила только человека Иисуса, только облекла - силою Святого Духа - Слово плотью?
И посредник между Богом и людьми - только Сам Иисус : "...если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю..." (Ин. 14: 13). И в другом месте: "...будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас; Ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога" (Ин. 16: 26-27). Значит, если мы полагаем, что Иисус Христос рожден от Марии как Бог (если признаем Ее Богородицей), мы отвергаем тот факт, что Он исшел от Бога и един с Богом Отцом: "Я и Отец - одно" (Ин.:10:30) ("Единосущен" - Символ веры). Господь предвидел наше неверие: "Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во мне?" (Ин: 14:10) - как будто умоляет Он нас не отступать от веры. А за уверовавших Он будет ходатаем (Рим.8:34). Только один Иисус Христос может быть посредником между людьми и Богом Отцом: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший себя для искупления всех" (1 Тим. 2: 5-6).
Что касается Богородичных праздников,- в Библии мы не находим ни одного намека на обстоятельства рождения и смерти Девы Марии, а тем более - введения ее во Храм, в Святое-святых (Правосл. Богослуж. сб.), куда только первосвященник и только один раз в год входил с жертвою в День очищения (Йом Кипур) (Лев. 16: 31-34; Евр. 9: 6-7).
Догмат о признании Девы Марии Богородицею был добавлен - вопреки Писанию и после утверждения Символа веры - в 431 году. Это понадобилось для привлечения в христианство язычников, чтивших более всего богинь Неба - матерей божественных младенцев. Поэтому было использовано Церковное предание, на основе которого Мария провозглашалась Матерью Бога. Но христиане должны следовать только Божьему Слову и Христу, а не "преданию человеческому" (Кол. 2: 8-11). "... Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви" (Кол. 1: 16-20). Вместе с Царицей Небесной в церковь пришли множество ее изображений, которым также молятся. Прославляют и поклоняются Богородичным "знамениям" и "чудесам". Иконы плачут, мироточат, кровоточат... Это также неугодно Богу (Исх. 20: 4-5; Мих. 5: 13; Ис. 2:8, 17-20; 30: 22). О поклонении "богине неба" упоминается в Библии только как о причине гнева Бога (Иер. 7: 17-20).
В последнее время появилось множество сообщений о чудесных знамениях с неба в образе юной Девы Марии, посылающей послания миру. В связи с этим волна ажиотажа вокруг имени Марии (как Девы всех народов) грозит захлестнуть весь мир. Об этом подробно рассказывает фильм "Послания с небес" с участием ученого Роджера Оукленда. (Две части этого видео смотрите на нашем сайте.) Но мы не должны обольщаться никакими видениями, "потому что сам сатана принимает вид Ангела света. А потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды..." (2 Кор. 11: 14-!5). Сам Христос предупреждал не верить тому, что не согласуется с Писанием : "Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 24: 24). Надо бодрствовать. Апостол Павел сказал: "...если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы... да будет анафема" (Гал. 1: 8).
Чтобы не навлечь на себя гнев Отца и не лишиться любви Сына мы не должны допускать отступления от Слова Божьего, дабы не прельстил нас "человек греха, сын погибели" (2 Фес. 2: 3-4). Его "пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, И со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так-что они будут верить лжи. Да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду" (2 Фес. 2: 8-12). Мы спасены Христом, "ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4: 12). Не поможет ссылка на следование Преданию, ибо Христос обличал тех, кто"устранили заповедь Божию преданием...." (Мф.:15:6). "Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим" (Мф.:15:9). И апостолы предупреждали: "Смотрите, чтобы кто не увлек вас... пустым обольщением по преданию человеческому... а не по Христу. Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол.:2:8-9). Не спасет и оправдание о следовании традициям отцов. Ибо еще через Иезекииля Господь предупреждал: "Не ходите по правилам отцов ваших" (Иез.:20:18). И в псалме 77 звучит предупреждение всем родам "...не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному,... неверному Богу духом своим" (ст.7-8).
Игнорирование Божьего слова, как мы видим из Писания,- серьезная угроза для христиан. Надо бить в набат. И пусть эта заметка будет хоть малым колокольцем, который поможет задуматься хоть одной овце, что надо вернуться в стадо(Пс.118:176).