Дитрих Бонхёффер считал, что "попытка убрать Гитлера, даже если бы это означало убийство тирана, была бы по сути делом религиозного послушания; новые методы угнетения со стороны нацистов оправдывают новые способы неповиновения… Если мы утверждаем, что мы христиане, нечего рассуждать о целесообразности. Гитлер - это антихрист". Используя свою работу в абвере, Бонхёффер спас многих евреев, переправив их в Швейцарию, что едва не стоило ему жизни. 17 января 1943 г. была объявлена его помолвка с Марией фон Ведемайер, однако 5 апреля 1943 г. он был арестован, обвинён в «подрыве вооружённых сил» и помещён в тюрьму Тегель. В заключении работал над записками, составившими опубликованную посмертно в 1951 г. книгу «Сопротивление и покорность». После неудачного покушения на Гитлера 20 июля 1944 г. был переведён в тюрьму гестапо на Принц-Альбрехтштрассе в Берлине, в феврале 1945 в концлагерь Бухенвальд, а в начале апреля переведён во Флоссенбург. В этот период с ним были несколько любимых книг - Библия, труды Гёте и Плутарха. В тюрьмах и лагерях он сохранял присутствие духа и мужество, не только размышлял над богословскими вопросами, но и писал стихи. 8 апреля 1945 г., в первое воскресенье после Пасхи, соседи по тюремной камере попросили пастора Дитриха Бонхеффера провести богослужение. Он читал из 53 главы пророка Исайи: «.. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих»... В камеру вошли двое гестаповцев в штатском и приказали пастору следовать за ними. Бонхеффер знал, что его ведут на казнь, но был спокоен. Он сказал своим друзьям: «Это не конец, это начало новой жизни». 9 апреля 1945 г. он был казнён через повешение в концлагере Флоссенбюрг (Бавария). Вместе с ним погибли адмирал Канарис и генерал Остер, а также некоторые другие участники заговора. Врач концлагеря Флоссенбюрг вспоминал: "Через полуоткрытую дверь помещения барачной постройки… я видел пастора Бонхёффера, опустившегося на колени в сокровенной молитве пред Господом Богом. Самоотверженный и проникновенный характер молитвы этого очень симпатичного человека сильно потряс меня. И на месте самой казни, произнеся краткую молитву, он мужественно взошел по лестнице к виселице… За всю мою почти 50-летнюю врачебную деятельность я не видел человека, умиравшего в большей преданности Богу". В апреле 1945 были казнены и родственники Бонхёффера, участвовавшие в заговоре - брат Клаус и муж сестры Ганс фон Донаньи, оба юристы по профессии. После окончания Второй мировой войны в Германии было издано шеститомное собрание сочинений Бонхёффера. Его теологические взгляды оказали большое влияние на пути развития христианского богословия XX века. Он считал, что подлинное христианство требует преодоления разрыва между божественным, трансцендентным и земным, человеческим. Фигура Христа как богочеловека, по его мнению, воплощает в себе единство этих двух миров. Критиковал либеральную теологию, которая «предоставила мира право указывать Христу место в нём; в споре церкви и мира она пошла на полюбовное соглашение (на относительно мягких условиях), диктуемое миром», хотя и отмечал её сильную сторону — «она не пыталась обратить историю вспять, а приняла бой…, пусть и закончившийся поражением». Бонхёффер полагал, что в этом мире христианин должен молиться и «жить для других», проявляя в этом свою веру. Он считал, что сокровенный смысл библейских понятий может быть донесен до современного человека, если их интерпретировать нерелигиозно. По его мнению, «быть христианином не означает быть религиозным в определённом смысле… а означает быть человеком»0. Протоиерей Александр Мень писал о Бонхёффере: "Когда Бонхёффер сидел в тюрьме, в нацистских условиях, он писал своим родным письма, и они составили целую книгу, которая произвела огромное впечатление на западный мир и на богословов в частности. Он говорил: я попал впервые в компанию людей, которые совершенно далеки от моей веры - там были коммунисты, там были вообще люди, чуждые ему. И он писал: «Я искал новый язык, новые слова, чтобы сказать им о главном - о евангельском, о вечном. Я тогда понял, что наш старый церковный язык годится только для нас, для узкого употребления, а для мира он недостаточен, мир вступил в другую культурную полосу». Бонхёффер считал, что мир стал совершеннолетним, и поэтому он может обходиться без священного. Я думаю, что он заблуждался. Потому что нельзя называть таким наш мир, который сходит с ума от политических мифов, — ведь он писал это во времена разгула гитлеризма, вскоре после сталинизма - ничего созревшего нет в нашем мире. Но всё-таки Бонхёффер был прав - в мире изменился культурный фон, язык надо искать другой". В настоящее время Дитрих Бонхёффер является символом лютеранского мученичества в XX столетии. Его статуя, в числе изображений десяти христианских мучеников этого времени, помещена на западном фасаде Вестминстерского аббатства в Лондоне. Ряд приходских церквей названы в его память (Dietrich-Bonhoeffer-Kirche). В память о Бонхёффере в Германии выпущена почтовая марка. Бонхёфферу посвящено одно из сочинений немецкого композитора и органиста Оскара Готлиба Бларра. В 2006 г. широко отмечалось столетие со дня рождения Бонхёффера. По словам главы Евангелической Лютеранской Церкви Германии епископа Вольфганга Хубера (одного и редакторов полного собрания сочинений Бонхёффера), «он — святой, в протестантском значении этого слова».Дом Дитриха Бонхёфера в Берлине Кабинет Бонхёффера Конференц-зал с мемориальными стендами, посвященными памяти Дитриха Бонхёффера Дитрих младший из братьев Дитрих и его сестра-близнец Сабина Родители Дитриха Карл и Паула Бонхёффер
Студенческие годы Тюбингенский университет Эберхарда и Карла Берлинский университет имени Гумбольдта Продолжение. См. начало: "Боль сердца" (Мемориал 5))
|
|